Субъекты и объекты инвестиционной деятельности осуществляемой в форме капитальных вложений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субъекты и объекты инвестиционной деятельности осуществляемой в форме капитальных вложений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Соглашение о разделе продукции (СРП) является формой инвестиционной деятельности, осуществляемой в процессе поиска, разведки и добычи минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Рис 2.1. Организация инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений.

инвесторы, заказчики, подрядчики и пользователи объектов капитальных вложений.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения с использованием собственных, привлеченных или заемных средств. Инвесторами могут быть:

  • физические лица;

  • юридические лица любой организационно-правовой формы;

  • не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц;

  • государственные органы власти;

  • органы местного самоуправления;

  • иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы).

Если инвестор обладает правами на земельный участок под застройку, он называется застройщиком. Как участник инвестиционного процесса (см. рис. 1.1) инвестор может выступать в роли поставщика и потребителя капитала, а также в роли финансового посредника. Как субъект инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений, инвестор может выполнять функции собственно инвестора, кредитора, застройщика, заказчика и пользователя объектов капитальных вложений (см. ниже).

По российскому законодательству все инвесторы имеют равные права на:

  • осуществление инвестиционной деятельности в виде капитальных вложений за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;

  • самостоятельное определение объектов и направлений использования капитальных вложений;

  • заключение договоров с другими субъектами данной деятельности (заказчиками, подрядчиками и др.)

  • владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;

  • передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты другим физическим и юридическим лицам, а также органам государственной власти и местного самоуправления;

  • осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

  • объединение своих, привлеченных или заемных средств со средствами других инвесторов для совместного осуществления капитальных вложений.

Заказчики – уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционного решения (в какой объект капитальных вложений должны быть превращены средства инвестора). Заказчиками могут быть сами инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения собственностью инвестора на период этой реализации. Имея данные полномочия, заказчик выполняет следующие примерные задачи по реализации инвестиционного решения:

  • заключает договор с проектно-строительной организацией и оплачивает проектно-изыскательские работы;

  • заключает договор со строительной подрядной организацией и оплачивает строительство необходимых зданий и сооружений;

  • покупает и оплачивает доставку и монтаж технологического оборудования;

  • организует и финансирует подготовку и повышение квалификации кадров для работы на новом объекте;

  • принимает законченный объект в эксплуатацию и т.д.

Подрядчики – физические и юридические лица, которые выполняют работы по заключаемому с заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом РФ договору подряда и (или) государственному контракту. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, под которые они привлекаются к участию в реализации инвестиционного решения.

Пользователи объектов капитальных вложенийфизические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства и международные организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы. Если пользователь объекта таковым не является, то взаимоотношения между ним и инвестором строятся на договорной основе.

Таким образом, субъект инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений, вправе совмещать функции двух и более участников – инвестора, застройщика, заказчика или пользователя объекта капитальных вложений. Кроме них в данной деятельности принимают участие субъекты, не относящиеся к выше охарактеризованным основным. К подобным второстепенным участникам инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений, относятся коммерческие банки (если они не являются инвесторами или кредиторами, а только осуществляют расчеты по поручению заказчика или инвестора), а также страховые, консалтинговые фирмы, посредники, поставщики и др.

Все субъекты инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений, обязаны:

  • осуществлять эту деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законами и правовыми актами Российской Федерации и её субъектов, а также утвержденными стандартами, нормами и правилами;

  • исполнять требования государственных органов и их должностных лиц, не противоречащих нормам законодательства Российской Федерации;

  • использовать средства направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Ответственность субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в виде капитальных вложений:

  • в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации, условий договора и (или) государственного контракта субъекты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • споры, связанные с данной деятельностью, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и ее международными договорами.

Лизинговые инвестиции

Лизинг как вид инвестиционной деятельности появился в начале 1950-х гг. в США, а с 1960-х гг. — в странах Западной Европы.

Его возникновение обусловлено потребностью в инвестициях в условиях научно-технического прогресса и невозможностью их полного удовлетворения за счет собственных и кредитных ресурсов.

В настоящее время лизинг получил довольно широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой.

Так, в Японии на условиях лизинга финансируется до 25% общего объема инвестиций, в Европе доля лизинговых операций составляет 15%.

В России лизинговые сделки стали осуществляться с 1990-х годов и пока не заняли сколько-нибудь серьезных позиций в общем объеме инвестиционных вложений.

По данным Минэкономразвития РФ, лизинг составляет 0,2% от всех инвестиций в основной капитал России.

По прогнозам специалистов, предполагается рост лизинговых форм инвестиционной деятельности и в нашей стране.

Такой прогноз представляется вполне вероятным, поскольку лизинг предоставляет предпринимателям возможность получить в пользование и в последующем в собственность на условиях рассрочки оплаты, без обременения собственного имущества залогом самые современные машины, станки, другое оборудование.

Лизинговые операции дают возможность получить и использовать основные фонды задолго до момента их полной оплаты.

Важно отметить, что в принятой Правительством РФ Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) в числе основных механизмов реализации структурной политики названо «расширение использования финансового лизинга», включая участие государства в капитале лизинговых компаний.

Так что же такое лизинг? «Понятие «лизинг», — пишет В.В. Витрянский, — как в законодательстве, так и в научной литературе используется как многоаспектное понятие, имеющее различные значения.

Данным понятием нередко обозначаются: один из видов предпринимательской деятельности; особая форма инвестирования или кредитования; совокупность всех отношений (комплекс отношений), связанных с лизинговыми операциями, включая отношения, складывающиеся при выдаче займов лизингодателю и обеспечении исполнения последним заемных обязательств; совокупность операций, совершаемых лизингодателем по приобретению лизингового имущества; наконец, сделка, совершаемая непосредственно между лизингодателем и лизингополучателем».

Нельзя не согласиться с мнением ученого, что такое многовариантное употребление одного и того же понятия не способствует четкости правового регулирования соответствующих отношений.

Федеральный закон «О лизинге» с изменениями, внесенными 29 января 2002 г., определяет лизинг как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе с приобретением предмета лизинга.

Указанный Закон содержит также понятие «лизинговая деятельность», под которой понимает вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг (ст.2).

Именно в аспекте инвестиционной деятельности будет рассмотрен лизинг в данном параграфе.

Лизинговые отношения оформляются договором финансовой аренды (лизинга), согласно которому арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.

Правовое регулирование лизинга осуществляется § 6 гл.34 ГК РФ, Законом о финансовой аренде (лизинге), а международного лизинга — Конвенцией УНИДРУА «О международном финансовом лизинге».

Правила Конвенции применяются к договорам лизинга, стороны которых имеют места своей деятельности в разных государствах, а сама сделка связана со странами-участницами хотя бы по одному из следующих признаков: местом деятельности сторон договора лизинга или продавца соответствующего оборудования являются участники Конвенции; договоры лизинга и поставки подчиняются праву государства, подписавшего Конвенцию (п.1 ст.3 Конвенции).

Определение приоритетности применения к лизинговым отношениям перечисленных нормативных актов имеет существенное значение в связи с противоречивостью отдельных позиций этих нормативных актов.

Правилом является то, что к отношениям внутреннего лизинга приоритетно применяются нормы ГК РФ как законодательного акта высшей иерархии (п.2 ст.3 ГК РФ), а к международному лизингу — нормы Конвенции УНИДРУА (п.2 ст.7 ГК РФ).

Гражданский кодекс РФ, как следует из места расположения параграфа о лизинге в главе, регулирующей аренду имущества, относит лизинг к разновидности договора аренды, именуемой финансовой арендой.

Договор лизинга отличают следующие существенные черты.

Во-первых, в системе лизинга помимо лизингодателя и лизингополучателя в качестве обязательного лица выступает также продавец имущества, передаваемого в финансовую аренду.

Во-вторых, лизингодатель на момент заключения договора еще не является собственником лизингового имущества, а лишь принимает на себя обязательство приобрести его у конкретного лица.

В-третьих, лизингополучатель не просто получает имущество во владение и пользование, но и указывает лизингодателю, у кого и что именно тот должен приобрести.

В виде диспозитивной нормы Закон предусматривает, что выбор продавца и приобретаемого имущества может осуществляться лизингодателем.

В научной доктрине при наличии единообразного подхода к тому, что под лизингом понимается весь комплекс лизинговых отношений и составляющие лизинг сделки купли-продажи и аренды не являются вполне самостоятельными, ибо закрепленные ими взаимные права и обязанности сторон возникают у всех трех участников лизинга и ни одна из этих сделок немыслима в отрыве от другой, существуют различные точки зрения по вопросу правовой природы и квалификации лизинговых договоров.

Читайте также:  Ученое звание доцента требования в 2023 году

Согласно взглядам одних авторов, получившим законодательное закрепление в ГК РФ, договор лизинга — вид договора аренды, обладающий определенными квалифицирующими признаками, позволяющими как отличать его от иных видов договора аренды, так и выделять в отдельный вид.

Такой точки зрения придерживается, в частности, В.В.

Витрянский, который пишет: «Суть этих различий состоит в том, что предмет договора лизинга несколько шире предмета договора аренды за счет действий арендодателя (лизингодателя) по заключению с продавцом договора купли-продажи лизингового имущества.

Но данное обстоятельство как раз и характерно для взаимоотношений вида и рода, когда отдельный вид договора образуется за счет расширения его предмета путем включения в его состав дополнительных действий обязанных сторон».

Указанный автор считает, что договор купли-продажи лизингового имущества конструируется по модели договора в пользу третьего лица.

Особенности правового статуса инвестора

Особенности правового статуса инвестора сводятся к нескольким моментам. Первый заключается в том, что у инвестора на определенном правовом титуле (режиме) имеются нематериальные и материальные блага, которые обладают определенной оборотоспособностью, и использование которых в роли инвестиций законодательством не ограничивается. Исходя из этого, инвестор имеет право самостоятельно решать вопрос о вложении нематериальных и материальных ценностей в качестве инвестиций. Такую особенность правового статуса инвестора условно называют его имущественной самостоятельностью.

На практике часто возникают различные сложные вопросы касательно самостоятельности принятия решения об инвестировании. Зачастую решение этих вопросов зависит от наличия или отсутствия у субъекта соответствующего титула.

Замечание 2

В законодательстве предусмотрена возможность использования привлеченных, заемных или собственных средств инвестора для целей инвестирования.

При использовании привлеченных средств законодательство не устанавливает их отличие от понятия заемных. При этом, раскрывая подробно возможные источники появления привлеченных средств, закон указывает на средства, которые были получены от продажи паев, акций или других взносов юридических лиц и граждан. Исходя из этого, можно определить привлеченные средства, как законное и реализованное право инвестора на привлечение средств посредством размещения и выпуска ценных бумаг среди неограниченного (ООО) или ограниченного (ЗАО) круга лиц.

Начиная с того момента, как привлеченные средства поступили в распоряжение инвестора, они получили статус собственных. Однако, при этом должны быть установлены обязательственные правоотношения между лицом, вложившим средства в ценные бумаги, и инвестором, выпустившим их в обращение.

Замечание 3

Данные отношения предполагают либо право требования уплаты денежных сумм, которые были зафиксированы в векселе (ценных бумагах) и облигации (процентов по ним), либо право на участие в управлении делами юридического лица (АО) владельца ценных бумаг.

Инвестор вправе использовать и заемные средства для целей вложения. Источником заемных средств могут быть договоры кредита (государственные, банковские, коммерческие кредитные средства) или договоры займа. Как правило, заемные средства имеют строго целевой характер пользования. Инвестор может распоряжаться такими средствами как собственными, но при этом он должен принять на себя обязательства по уплате процента и возврату средств в срок, установленные договором кредита (займа).

Денежные накопления и сбережения граждан, средства специальных фондов, находящиеся в распоряжении юридических лиц, амортизационные отчисления, прибыль составляют собственные средства инвестора.

Вторая особенность правового статуса инвестора заключается в его праве самостоятельно устанавливать сроки и размеры вложений, выбирать субъекты инвестиционных правоотношений и определять объекты для вложения инвестиций.

Замечание 4

Для того, чтобы инвестор имел возможность реализовать данный комплекс прав ему необходимо обладать определенной дее– и правоспособностью в том случае, если инвестиции осуществляет гражданин, либо хозяйственной компетенцией, в случае, если в инвестором является юридическое лицо. Для этих целей, у государства имеются полномочия разграниченные правовыми актами и позволяющие выбирать объект инвестирования.

Третья особенность состоит в праве долевой собственности инвестора на объект или его долю, который был построен в результате реализации инвестиционного проекта (программы).

Четвертый момент касается права инвестора на ведение практических действий по реализации инвестирования самостоятельно. Инвестор имеет право совмещать функции всех субъектов инвестиционных правоотношение по собственному усмотрению. Также он может делегировать договорные правомочия другим субъектам инвестиционных правоотношений – пользователю, заказчику.

Пятый момент – это право надзора и контроля за целевым использованием объекта или целевым использованием инвестиций.

Статья 4. Субъекты инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

1. Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее — субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

2. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее — иностранные инвесторы).

3. Заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ в пункт 4 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

5. Пользователи объектов капитальных вложений — физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

6. Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.

Статья 11. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют следующие формы и методы:

1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

защиты интересов инвесторов;

предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

принятия антимонопольных мер;

расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

развития финансового лизинга в Российской Федерации;

проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;

размещения средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;

проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, могут использовать следующие формы и методы:

разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;

предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации;

размещение средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в собственности субъекта Российской Федерации соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;

Читайте также:  Пенсия по стажу работы 40 лет

выпуск облигационных займов субъектов Российской Федерации, гарантированных целевых займов;

вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПРЯМОЕ УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НАЛОГОВАЯ И АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности:

1) РФ с иностранными государствами разрабатывает, утверждает и финансирует инвестиционные проекты;

2) из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются приоритетные инвестиционные проекты;

3) Правительство РФ формирует и утверждает перечень строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд, финансируемых из федерального бюджета;

4) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам из средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ;

5) размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов;

6) проведение экспертизы инвестиционных проектов;

7) защита организаций РФ от поставок некачественных и устаревших техники, технологии и т. п.;

8) выпуск облигационных займов для финансирования инвестиционных проектов и др.

Амортизационная политика регулирует начисления и использования амортизационных отчислений. Проводя амортизационную политику, РФ регулирует темпы и характер воспроизводства (повышает обновление основных фондов). Правильная амортизационная политика позволяет пред приятиям иметь необходимые инвестиционные средства для воспроизводства основных фондов.

Налоговая политика – система экономических, финансовых и правовых мер государства в формировании налоговой системы страны с целью реализовать те или иные задачи, стоящие перед обществом.

Принципы построения налоговой политики: соотношение косвенных и прямых налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессивности или преобладание пропорциональных ставок; дискретность или непрерывность налогообложения; доступность применения налоговых льгот, характер и их цели; степень единообразия налогообложения для разного рода доходов и налогоплательщиков; налоговой базы методы формирования; соотношение федеральных, региональных и местных налогов.

Цели налоговой политики: участие государства в экономике, общественном воспроизводстве, направленное на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности; обеспечение потребностей власти в финансах, достаточных для проведения социальноэкономической политики, для выполнения органами власти и управления возложенных на них функций; обеспечение государственной политики регулирования доходов.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА.

Инвестиционные проекты могут носить инновационный характер. Несмотря на многообразие возможных идей, каждый инвестор оценивает свои финансовые возможности, уровень конкуренции, отдачу на вложенный капитал, риск и другие факторы реализации проекта в будущем.

Любой инвестиционный проект проходит три этапа разработки и реализации: предынвестиционный, инвестиционный и эксплуатационный, составляющие в своей совокупности его жизненный цикл.

Первый предынвестиционный этап включает в себя следующие мероприятия:

– проверку первоначального замысла проекта;

– составление задания на разработку и обоснование проекта;

– разработку бизнес-плана;

– выбор местоположения объекта;

– выделение инвестиций на проектирование;

– проведение тендеров на проектирование;

– выбор проектной организации и заключение с ней договора;

– разработку техникоэкономического обоснования проекта;

– разработку проектносметной документации;

– утверждение проектносметной документации;

– отвод земли под строительство;

– получение разрешения на строительство;

– проведение тендеров на строительство;

– разработку рабочей документации;

– заключение подрядного договора.

Степень предынвестиционных исследований варьируется от требований инвестора, по возможности финансирования со времени, отведенного на их проведение. Выделяют три уровня предынвестиционных исследований:

Исследования возможностей; подготовительные, или предпроектные, исследования; оценка осуществимости или техникоэкономические исследования. Обобщающим документом предынвестиционных исследований является бизнес-план инвестиционного проекта.

Стоимость проведения предынвестиционной стадии исследований в общей сумме капитальных вложений довольно велика.

Инвестиционный этап реализации проекта состоит из следующих мероприятий: строительства объектов, входящих в проект; монтажа оборудования; пусконаладочных работ; производства опытных образцов; выхода на проектную мощность. В течение инвестиционного этапа осуществления проекта формируются активы предприятий, заключаются контракты на поставку сырья, комплектующих, производится набор рабочих и служащих, формируется портфель заказов.

Эксплуатационный этап проекта существенно влияет на эффективность вложенных средств в проект. Чем дальше будет отнесена во времени его верхняя граница, тем больше будет совокупный доход. В течение этой фазы осуществляется текущий мониторинг экономических показателей проекта, для того чтобы инвестор мог соотносить результативность проекта со своими ожиданиями.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.

Различают как простые, так и сложные методы оценки инвестиционного проекта.

К простым методам оценки инвестиционных проектов относят:

1) определение срока окупаемости инвестиций – это период времени, в конце которого сумма прироста денежных средств от реализации инвестиционного проекта будет равна первоначальной сумме вложения капитала в инвестиционный проект. То есть срок окупаемости характеризует период времени, в течение которого сделанные инвестором вложения в проект возместятся доходами от его реализации.

Срок окупаемости можно определить с учетом и без учета дисконтирования денежных потоков. Сроком окупаемости с учетом дисконтирования называется продолжительность периода от начального момента до «момента окупаемости с учетом дисконтирования». Моментом окупаемости с учетом дисконтирования называется тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый дисконтированный доход становится и в дальнейшем остается неотрицательным;

2) метод расчета отдачи на вложенный капитал. Этот метод основывается на использовании информации о денежных потоках, о возможности получения прибыли от реализации инвестиционного проекта. Этот метод имеет ряд недостатков, обусловленных тем, что не учитывает временной составляющей денежных потоков, не делает различия между проектами с одинаковой суммой среднегодовой прибыли, но варьирующей суммой прибыли по годам, между проектами, имеющими одинаковую среднегодовую прибыль, но генерируемую в течение различного количества лет.

К сложным методам оценки инвестиционных проектов относят:

1) методику определения стоимости инвестиций при использовании сложных процентов – базируется на реинвестировании годового процентного дохода. В результате инвестор получает доход как с первоначально вложенного капитала, так и с процентов, полученных в предыдущие годы.

Данная методика получила название компаундирования, т. е. приведения затрат и результатов к конечному моменту времени;

2) метод расчета чистой дисконтированной стоимости инвестиционного проекта (чистый дисконтированный доход, интегральный экономический эффект) – превышение интегральных (за расчетный период времени) дисконтированных денежных поступлений над интегральными дисконтированными денежными выплатами, обусловленными реализацией инвестиционного проекта;

3) определение внутренней нормы доходности инвестиционных проектов – норма дисконтирования, обращающая в нуль величину чистого дисконтированного дохода. Она отражает размер дохода в расчете на единицу инвестиций, вложенных в реализацию проекта.

Статья 4. Субъекты инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

1. Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее — субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

2. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее — иностранные инвесторы).

3. Заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют следующие формы и методы::

1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

защиты интересов инвесторов;

предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

принятия антимонопольных мер;

расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

развития финансового лизинга в Российской Федерации;

проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

ежегодного формирования федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и плановый период, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности, и ее реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

абзац четвертый исключен согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ;

размещения средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;

проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

абзац восьмой подпункта 2 пункта 2 статьи 11 признан утратившим силу согласно Федеральному закону от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ;

выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Минимальная пенсия в рсо-алания в 2023 году

2.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, могут использовать следующие формы и методы:

разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;

предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации;

размещение средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в собственности субъекта Российской Федерации соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;

выпуск облигационных займов субъектов Российской Федерации, гарантированных целевых займов;

вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты;

инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;

срок окупаемости инвестиционного проекта — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение;

совокупная налоговая нагрузка — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект, на день начала финансирования инвестиционного проекта.

Статья 3. Объекты капитальных вложений

1. Объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

2. Запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству Российской Федерации.

3. Объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в соответствии со статьей 24.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с учетом распределения долей, предусмотренного данным договором.

Государственная регистрация права долевой собственности на эти незавершенные объекты инвестиционной деятельности не требуется.

Статья 7. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности

Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации;

использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Инвестиционная деятельность: понятие, цели, виды инвестиционной деятельности. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность

практических действий по реализации инвестиций (п. 2 ст. 1 Закона РСФСР «Об инвестиционной

деятельности в РСФСР»).

Из этого понятия видно, что в Законе допускается некоторое смешение понятий инвестиции и результатов инвестирования, реализации инвестиций и результатов инвестиций.

Инвестиции реализуются в процессе инвестирования, например, часть средств из накопленной прибыли направляется на приобретение нового оборудования.

А оборудование используется, реализуется уже как результат инвестиций в процессе хозяйствования с имуществом предпринимателя.

Более удачно следующее понятие инвестиционной деятельности: это вложение инвестиций и

осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (ст. 1 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»).

  • В этом понятии отражена инвестиционная деятельность от начала ее осуществления — вложения средств в качестве инвестиций до получения прибыли (иного полезного эффекта) как конечного результата деятельности инвестора.
  • В зависимости от определенных критериев различаются виды инвестиционной деятельности:
  • а) по субъектам, выступающим в качестве инвесторов, выделяется инвестиционная
  • деятельность государства, муниципальных образований, физических и юридических лиц;
  • б) в свою очередь, в зависимости от характера этой деятельности она может осуществляться на
  • профессиональной основе институциональными инвесторами (например, инвестиционными фондами) и
  • может носить разовый характер (например, приобретение акций физическим лицом, не занимающимся
  • предпринимательской деятельностью);
  • в) в зависимости от объекта инвестиционной деятельности она может быть финансовой
  • (вложение в ценные бумаги), производственной (вложение инвестиций в основные средства),
  • инновационной (вложения в научно-технические результаты).
  • Инвестиционная деятельность обладает определенными признаками предпринимательской
  • деятельности, такими как направленность на систематическое получение прибыли, самостоятельность
  • риск инвестора. На этом основании процесс вложения любых инвестиций рассматривают иногда как
  • разновидность предпринимательской деятельности (за исключением вложения в объекты иной
  • непредпринимательской деятельности).
  • Необходимо различать непосредственную (осуществляемую самим предпринимателем) и
  1. опосредуемую инвестиционную деятельность. В первом случае предприниматель сам, от своего имени
  2. выступает в качестве участника инвестиционного процесса: вкладывает средства в качестве инвестиций
  3. (например, строит здание производственного назначения и вводит его в эксплуатацию), производит и
  4. реализует товар, получает прибыль, реинвестирует ее — закупает новое оборудование.
  5. При опосредуемой деятельности инвестор передает средства в качестве инвестиций другому лицу,
  6. например вкладывает в уставный капитал хозяйственного общества, но инвестициями в основные
  7. средства, равно как производством и продажей товара, реинвестированием занимается не
  8. инвестор-учредитель, а юридическое лицо, участником которого инвестор является.
  9. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ

(подрядчики), пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса (п. 1 ст. 2 Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»).

  • Закон об инвестиционной деятельности в РСФСР применяется в части, не противоречащей
  • Федеральному закону «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений).
  • В соответствии с Законом об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений

субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов вложений и другие лица (п. 1 ст. 4 Закона).

Законы об инвестиционной деятельности не дают понятия объекта инвестиционной деятельности, а лишь перечисляют их: это вновь создаваемые и модернизируемые основные средства, ценные бумаги,научно-техническая продукция, имущественные права и проч. (ст. 3 Закона РСФСР «Об инвестиционнойдеятельности в РСФСР»).

Проблемы инвестиционной деятельности в России

Многие эксперты сходятся во мнении о том, что проблематичность осуществления инвестиций на территории Российской Федерации во многом кроется в нерешенности базисных моментов, формирующих инвестиционные отношения, а также незавершенности законотворческой деятельности в части инвестирования.

Проблемными участками экономики выступает ее реальный сектор, его слабое развитие и конкурентоспособность, плохая структура отраслей народного хозяйства, а также огромная необходимость в замене и ремонте морально и материально устаревших производственных фондов. Все это является причинами нестабильных инвестиций в нашу страну.

Однако в течении последних лет складывается ситуация, что некоторые отрасли начали показывать положительную динамику привлечения инвестиций, которая превосходит даже уровень оживления в самой отрасли.

Примером может быть развитие сельского хозяйства.

Решение всех существующих проблем, связанных с инвестиционной деятельностью, возможно. Для этого государству при разработке его инвестиционной политики необходимо поддерживать баланс между состоянием экономики страны в моменте «здесь и сейчас» и достижением ее ключевых экономических показателей (ВВП, уровень инфляции, снижение уровня безработицы и т.д.).

В России существует достаточно много проблем, связанных с ведением инвестиционной деятельности на территории нашей страны. Происходит это по причине того, что Россия не так давно и не так активно начала переход к полноценной рыночной экономике. В связи с небольшим периодом развития рыночных отношений в нашей стране сфера инвестиций развита также недостаточно хорошо.

Проблемы инвестиционной деятельности в России возникают и по другим причинам (неразвитая финансовая система, недостаточно высокий уровень жизни населения и т.п.), рассмотрим основные:

  1. отсутствие единой стандартизированной утвержденной формы оценки стоимости инвестиционного проекта
  2. отсутствие единого стандартизированного утвержденного регламента по управлению инвестиционной деятельностью
  3. отсутствие сфер ответственности между участниками одного инвестиционного проекта
  4. слабый уровень контроля в рамках одного проекта
  5. нежелание правительства вести социально ориентированную инвестиционную деятельность (обеспечение социальных и культурных интересов граждан страны)
  6. слабое развитие институтов негосударственного инвестирования
  7. отсутствие системы бюджетирования
  8. отсутствие центров финансовой ответственности.


Похожие записи:

Добавить комментарий