Административная ответственность за регистрацию иностранных граждан без проживания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная ответственность за регистрацию иностранных граждан без проживания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Иностранному гражданину в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган МВД России не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание (ст. 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Комментарий к ст. 18.9 КоАП

До получения вида на жительство иностранный гражданин должен прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность; вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность (п. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Иностранный гражданин (лицо без гражданства), прибывший на территорию РФ, обязан обратиться в ОВД в течение трех рабочих дней для оформления разрешения на временное проживание, которое выдается территориальным органом МВД России по предполагаемому месту проживания в пределах квоты, ежегодно утверждаемой Правительством РФ.

В ст. 7 указанного Федерального закона перечислены основания для отказа в выдаче разрешения на временное проживание. ОВД рассматривает заявление и проводит необходимую проверку на предмет наличия или отсутствия таких оснований, для чего направляет запросы в соответствующие органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и др., а они в свою очередь в двухмесячный срок представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче заявителю разрешения на временное проживание.

Разрешение на временное проживание выдается на три года, а срок рассмотрения заявления не должен превышать шести месяцев со дня его подачи.

Иностранный гражданин (лицо без гражданства), проживший на территории РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание, может получить вид на жительство, который выдается территориальным органом МВД России по месту проживания на основании письменного заявления, поданного в орган внутренних дел лично дееспособным иностранным гражданином (лицом без гражданства) не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока его временного проживания в РФ. По окончании срока действия вида на жительство он может быть продлен на пять лет на основании заявления, поданного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока его действия.

Должностные лица, по вине которых нарушены права гражданина РФ, иностранного гражданина или лица без гражданства на выезд из Российской Федерации и (или) въезд в Российскую Федерацию, несут материальную и иную ответственность за причиненный их решениями, действиями (бездействием) указанным лицам ущерб (ст. 34, 35 Федерального закона от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»). Иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться за защитой своих интересов в суд.

Сколько платят нарушители

Размер штрафа колеблется в рамках от 2000 до 7000 рублей. Чаще всего наказывают за просрочку по месту пребывания или проживания. Всегда учитываются обстоятельства.

Если у иностранных граждан просрочена регистрация, их могут не привлечь к ответственности, если нарушение было допущено по уважительной причине, к примеру, болезни, смерти близкого родственника и т. п.

Случаи злостного нарушения миграционного законодательства (повторяются неоднократно, длительная просрочка и т. п.) наказываются не только штрафами в предусмотренных размерах, но и депортацией.

Кодекс административных правонарушений не рассматривает такие обстоятельства, как просрочки.

Наказание предусмотрено за те факты, когда гость не обратился за регистрацией по месту пребывания или месту жительства в отделения управления по вопросам миграции.

По своей сути просроченный документ из ГУВМ МВД РФ больше не может считаться временной регистрацией, так как теряет силу. К его владельцу применяется статья 18.9 КоАП РФ, предусматривающая определенный размер штрафа как для иностранца, лишившегося временной прописки, так и для владельца жилой площади, на которой продолжает свое пребывание нарушитель.

Штраф за просроченную регистрацию не избежать и в тех случаях, когда иностранец уже был зарегистрирован, но несвоевременно обратился за продлением временной регистрации. ГУВМ МВД РФ официально установила сроки рассмотрения заявлений: 7 рабочих дней — обращаться по поводу продления регистрации следует заблаговременно.

Читайте также:  Поменять паспорт по временной регистрации можно ли в 45 лет

Другой комментарий к Ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения является режим пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства.

2. Российские принимающие организации обеспечивают своевременное разъяснение иностранным гражданам их прав и обязанностей, определенных российским законодательством, регламентирующим режим пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, точное выполнение установленных правовых норм в отношениях с иностранными гражданами и лицами без гражданства, ведут соответствующий учет иностранных граждан и лиц без гражданства, а также несут ответственность за своевременное оформление документов на право пребывания их в РФ, передвижения по территории страны и на выезд из РФ по истечении определенного им срока пребывания.

Российские граждане, пригласившие иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ по частным делам и предоставившие им жилую площадь, обязаны принимать меры к своевременной регистрации заграничных паспортов и заменяющих их документов этих лиц и содействовать им в выезде из РФ по истечении определенного им срока пребывания.

Предоставление российскими лицами иностранным гражданам и лицам без гражданства жилища, транспортных средств либо оказание им иных услуг не допускается в тех случаях, когда это заведомо влечет нарушение действующего порядка пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, а также правил транзитного проезда указанных лиц по российской территории.

Подробнее о правовой регламентации режима пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства см. комментарий к ст.18.8.

3. Объективную сторону правонарушения образуют указанные ниже противоправные деяния:

нарушение должностными лицами порядка регистрации иностранных лиц и лиц без гражданства, оформления документов на право их пребывания, проживания, передвижения, изменения места жительства в РФ и выезда за ее пределы (ч.1 данной статьи);

непринятие российскими гражданами мер по обеспечению в установленном порядке своевременной регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства и выезда их за пределы РФ по истечении определенного срока пребывания в РФ (ч.2 данной статьи);

предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в РФ с нарушением порядка или правил транзитного проезда через российскую территорию (ч.3 данной статьи).

4. Субъектами правонарушения по данной статье являются:

по ч.1 — должностные лица организаций (независимо от формы собственности), принимающих в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства, обеспечивающих их обслуживание или выполняющих обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в РФ и транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан или лиц без гражданства;

по ч.2 — российские граждане, пригласившие в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства по частным делам и предоставившие им жилое помещение;

по ч.3 — граждане, должностные и юридические лица, предоставившие жилое помещение или транспортное средство либо оказавшее иные услуги иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в РФ с нарушением порядка или правил транзитного проезда через российскую территорию.

5. Субъективная сторона для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Для юридических лиц вина определяется по правилам ч.2 ст.2.1 КоАП РФ.

Проверку осуществляет МВД, по её результатам всегда составляется акт. В этом документе инспекция обязана зафиксировать все подробности и нюансы, а сам документ носит название «Акт проверки». Он разделён на две основные части:

  • в первой обычно указывают технические моменты и данные о работодателе — реквизиты, юридический адрес, дату и время проверки;
  • во второй находится вся подробная информация по поводу предмета проверки, найденных нарушений, также описаны факты, доказательства — всё, что выявила инспекция в ходе проверки.

Важно: в акте прописываются все санкции, которые были наложены на нарушителя или нарушителей.

Акт — документ, который сразу же пишется в двух экземплярах. Один из них получает на руки нарушитель (работодатель), а второй остаётся в МВД и подшивается к делу. Как правило, представитель компании обязан расписаться в получении акта.

Этот документ станет основным, если нарушитель захочет оспорить наложенные на него штрафные санкции в суде.

Нарушения трудового или миграционного законодательства всегда становятся причиной неприятностей. Работать с иностранцами легко, если соблюдены все правила, однако при малейшем отступлении от них может быть использована административная ответственность. Если опыта найма на работу мигрантов нет, лучше проконсультироваться с юристом заранее — это позволит избежать штрафа в будущем. Подделка документов, даже если действия выполнил сам иностранец, — неверный путь к спокойствию, поскольку в любом случае работодатель также несёт за неё ответственность. Единственная возможность работать без неприятных сюрпризов — зорко следить за соблюдением всех требований и контролировать документы работника-иностранца.

Как поступить, если заканчивается регистрация?

Любой иностранец, находящийся на территории РФ, должен знать, когда именно он должен продлить свою регистрацию. Если срок действия заканчивается, то можно выполнить следующие действия:

  • иностранец может выехать за пределы государства, после чего вернуться через определенный промежуток времени;
  • разрешается оформить постоянную регистрацию, для чего надо найти жилое помещение, в котором делается постоянная прописка по месту жительства;
  • гражданин может получить разрешение на работу в России;
  • допускается оформить или продлить действующий патент;
  • иностранец может поступить в образовательное учреждение на очную или очно-заочную форму.

Если просрочена регистрация по месту пребывания, то необходимо срочно покинуть территорию РФ, так как если будут выявлены такие нарушения, то это приведет к негативным последствиям для человека.

Последствия фиктивной регистрации

Многие иностранцы приезжают в Россию с разными целями. Обычно это связано с работой или уходом от ответственности в родной стране. Они не могут найти место для регистрации, поэтому пользуются услугами нарушителей закона, предлагающих фиктивную регистрацию за определенную сумму средств.

Фиктивная регистрация представлена процессом, при котором иностранец регистрируется в жилье, которое не планировалось использоваться им для проживания. Дополнительно сюда включаются ситуации с использованием поддельных документов. Доказать фиктивную прописку достаточно сложно, поэтому работники правоохранительных органов проверяют следующую информацию:

  • где зарегистрирован иностранец;
  • где он фактически проживает;
  • кто еще прописан в квартире, где зарегистрирован человек, так как если там числится множество мигрантов, то это является основанием для привлечения владельца помещения к ответственности;
  • какова доля в квартире у гражданина, прописавшего в своей недвижимости иностранца;
  • пригодно ли выбранное помещение для постоянного проживания, так как если оно находится в аварийном состоянии, то оно не может применяться для прописки иностранцев.
Читайте также:  Льготы и выплаты ветеранам труда в Московской области

Если действительно устанавливается факт наличия фиктивной прописки, то это является серьезным преступлением. Иностранные граждане и владельцы недвижимости могут привлекаться к уголовной ответственности на основании ст. 322.2 УК, поэтому им грозит лишение свободы на срок до трех лет.

Лица, ответственные за передачу документов на регистрацию

В правилах перечисляются обязанные лица, которые должны своевременно обращаться в отдел МВД с целью регистрации граждан по месту проживания. К ним относятся:

  1. Государственные должностные лица всех видов органов власти, работающие в области жилищных отношений, в т. ч. связанные с распорядительными и иными административно-хозяйственными функциями по управлению и контролю за соблюдением правил пользования государственным жилым фондом.
  2. Собственники квартир, домов и т. д.
  3. Уполномоченные товариществом собственников жилья лица.
  4. Управляющие жилым фондом юрлиц.
  5. Уполномоченные органами жилищного кооператива лица.
  6. Работники МФЦ.

Основания для освобождения от ответственности

В некоторых случаях граждане имеют законные основания для освобождения от санкций. Данные основания прямо указываются в статьях, определяющих ответственность за нарушения, в примечаниях к ним:

  • если гражданин проживает в помещении, но имеет регистрацию в ином месте, но на территории того же населённого пункта. Многие считают, что достаточно иметь место регистрации на территории того же субъекта, но данное правило действует лишь в отношении городов федерального значения и не распространяется на прочие субъекты;
  • если лицо проживает на территории Москвы или Санкт-Петербурга, но имеет регистрацию в соответствующих областях и наоборот. Исключение распространяется также на Севастополь и Республику Крым;
  • если лица являются близкими родственниками и проживают на территории, принадлежащей таким родственникам, например, сын живёт у родителей, бабушка — у внука и так далее. Исключение распространяется и на супругов.

Особенности регистрации граждан

Регистрационная процедура имеет большое значение, и согласно действительным нормам российского законодательства, каждый человек, проживающий на территории РФ, обязан быть зарегистрирован по месту своего постоянного проживания. Данное требование действует не только для российских граждан, а и для иностранцев, чье нахождение в России абсолютно легальное.

Однако, сразу же стоит обратить внимание на некоторые оговорки, которые даются в законодательной базе. Существует два понятия – регистрация по месту жительства и проживания, которые часто путают между собой. В первом случае речь идет о прописке. Это означает, что пользователь зарегистрирован и проживает в одной и той же квартире.

В случае с регистрацией по месту пребывания для граждан РФ все куда сложнее. Гражданин может иметь прописку в одном месте, но фактически проживать совсем в другом. При этом, ему необходимо легализировать свое положение, потому в обязательном порядке он должен посетить орган УФМС (ГУВМ) и зарегистрироваться по месту фактического нахождения.

Проживание без регистрации по месту жительства влечет за собой ряд проблем для нарушителя, среди которых невозможность получить бесплатную медицинскую помощь и устроить детей в детский сад и школу. Также против нарушителя могут быть применены административные меры наказания в виде денежных штрафов.

Ответственность за фиктивную прописку

Если гражданин не имеет возможности оформить временную или постоянную регистрацию у родственников, выходом для него становится получение прописки за определенную оплату. Это означает, что гражданин платит некую сумму собственнику квартиры, а тот в свою очередь, оформляет прописку.

Однако, воспользовавшись данной услугой, нужно помнить о том, что регистрация в жилище без проживания в нем иностранного гражданина будет явным нарушением действительной законодательной базы. А в некоторых регионах за фиктивную прописку даже можно заработать уголовную ответственность.

Особенно актуальным данный вопрос является в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов, в которых уже зафиксировано огромное количество так называемых «резиновых квартир», где прописано множество людей, чаще всего иностранных подданных. Здесь административная ответственность может не применяться, и на замену ей придет уголовное судопроизводство.

Уголовное наказание будет грозить как собственнику квартиры, так и гражданину, который был зарегистрирован в жилых помещениях. Здесь конкретные последствия будет установлено согласно положений ст.322.2 УК РФ. Так, в обязательном порядке нарушителю предстоит платить штраф, размер которого равен 100 — 500 тыс. рублей. Также, если имеются отягчающие обстоятельства, могут быть применены такие меры, как лишение свободы и исправительные работы на 3 года.

Как выполняется регистрация самостоятельно?

Любой иностранец может самостоятельно зарегистрироваться в ГУВМ МВД после приезда в Россию. Для этого можно обращаться не только в ГУВМ МВД, но и даже в МФЦ. Разрешается отправка документов по почте.

К правилам самостоятельной регистрации иностранного гражданина относится:

  • важно грамотно заполнить бланк регистрации, причем процедура выполняется только на русском языке;
  • если человек не знает русского языка, то ему придется воспользоваться помощью нотариуса или переводчика;
  • все сведения вносятся на основании имеющегося паспорта и миграционной карты;
  • не разрешается наличие исправлений на этом заявлении;
  • желательно пользоваться образцами, имеющимися в миграционной службе, чтобы не допустить серьезных ошибок в заявлении.

Разрешается воспользоваться дистанционным способом регистрации, для чего в электронном виде отправляются в ФМС нужные документы. За регистрацию уплачивается пошлина в размере 300 руб. Специалист службы проверяет внесенные сведения, после чего отдает иностранцу отрывную часть заявления. Этот документ выступает доказательством того, что человек пребывает в РФ на законных основаниях. Если не выполнить процесс в течение 7 дней после пересечения границы, то придется уплачивать штраф за просрочку временной регистрации.

Читайте также:  Детский билет на автобус до какого возраста по России 2023 междугородных

Как поступить, если заканчивается регистрация?

Любой иностранец, находящийся на территории РФ, должен знать, когда именно он должен продлить свою регистрацию. Если срок действия заканчивается, то можно выполнить следующие действия:

  • иностранец может выехать за пределы государства, после чего вернуться через определенный промежуток времени;
  • разрешается оформить постоянную регистрацию, для чего надо найти жилое помещение, в котором делается постоянная прописка по месту жительства;
  • гражданин может получить разрешение на работу в России;
  • допускается оформить или продлить действующий патент;
  • иностранец может поступить в образовательное учреждение на очную или очно-заочную форму.

Если просрочена регистрация по месту пребывания, то необходимо срочно покинуть территорию РФ, так как если будут выявлены такие нарушения, то это приведет к негативным последствиям для человека.

Просрочена регистрация иностранного гражданина. Что делать?

В Российской Федерации, так же как и в любом ином государстве, контроль перемещения иностранных граждан осуществляется на государственном уровне.

Особенно это касается трудовых мигрантов, а также лиц, которые пребывают в стране длительное время и перемещаются по её территории. Временная и постоянная регистрация оформляется в Федеральной миграционной службе. Там же происходят все переоформления и продление прописки.

Кроме того, сами гости могут задаваться этим вопросом, например, при утере соответствующего документа с

отметкой.

Довольно не редко коренные жители, юридические лица и прочие заинтересованные желают проверить наличие и срок регистрации иностранных граждан.

Поскольку в сети пока нет рабочего сервиса, который позволяет узнать нужную информацию, а по телефону персональные сведения не разглашают, придётся явиться в отделение ФМС лично. Если временная регистрация у иностранных граждан просрочена, им грозит штраф и даже депортация из страны. Въехать повторно в ближайшее время не получится.

Именно поэтому важно заранее узнать, что делать в подобной ситуации, и какой метод позволит обойти штраф, если продлить регистрацию в срок не получается.

Задаваясь вопросом, что следует делать в случае, когда временная регистрация иностранного гражданина была просрочена, следует отметить, что данный факт является нарушением правил миграционной службы.

За такие погрешности назначают штраф. Что делать в этом случае зависит от дальнейших планов иностранного гражданина относительно пребывания в России. Например, если человек намерен покинуть территорию Российской Федерации, и не собирается приезжать вновь, по крайней мере, в ближайшие несколько лет, можно не предпринимать никаких мер и довериться судьбе.

Федеральное законодательство в сфере порядка въезда в страну и выезда из неё устанавливает,

Фиктивная регистрация иностранных граждан: результаты и ответственность

В рамках проведения работы по упорядочению начислений за коммунальные услуги ГКУ «Центр координации ГУ ИС» были выявлены квартиры, в которых число временно зарегистрированных иностранных граждан превышает 10 человек. При этом площадь жилого помещения явно не соответствует заявленному количеству проживающих.

Более того, был выявлен ряд квартир, в которых число временно зарегистрированных иностранных граждан превышает 100, 200 и даже 400 человек.

Все это позволяет говорить о существовании теневого рынка по предоставлению фиктивной регистрации иностранных граждан без гарантии предоставления им условий фактического проживания в помещении по месту регистрации.

Регистрация иностранных граждан осуществляется в территориальном органе Управлен ия федеральной миграционной службы по г. Москве по согласию собственника жилого помещения.

Ежемесячно Управление ФМС по г. Москве уведомляет ГКУ «Центр координации ГУ ИС» о факте регистрации иностранных граждан, передавая информацию об адресе, количестве временно зарегистрированных, ФИО и гражданстве зарегистрированных граждан.

Данная информация в дальнейшем передается ГКУ «Центр координации ГУ ИС» в ГКУ ИС районов для корректного начисления платы за коммунальные услуги (Распоряжение Правительства Москвы от 14.09.2007 N 1996-РП).

Особо хотелось бы подчеркнуть, что в компетенцию учреждений системы ГКУ ИС не входит проверка сведений, представляемых в УФМС иностранными гражданами для регистрации, проверка условий и законности проживания иностранных граждан, а также адреса фактического проживания. Сведения о регистрации иностранных граждан специалистами ГКУ ИС районов применяются исключительно для начисления за коммунальные услуги.

В соответствии с Законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», под регистрацией иностранного гражданина по месту жительства понимается фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства. А под принимающей стороной — гражданин Российской Федерации, у которого иностранный гражданин «проживает или осуществляет трудовую деятельность».

Данное требование в законодательстве обеспечивает возможность контролировать проживание иностранных граждан, а в случае возникновения каких-либо вопросов со стороны государственных, в том числе и правоохранительных, органов, без промедления связаться с временно зарегистрированными гражданами.

Фиктивная регистрация, т.е. оформление документов без фактического проживания по месту регистрации, снижает чувство ответственности у иностранных граждан в части соблюдения законов Российской Федерации, (провоцирует чувство безнаказанности, т.к.

представители иностранных государств, оформляющих фиктивную регистрацию, понимают, что в случае необходимости отыскать их следы пребывания на территории многомиллионного мегаполиса и близлежащих областей для правоохранительных органов будет проблематично.

По информации правоохранительных органов города Москвы, на сегодняшний момент иностранными гражданами совершается половина всех преступлений в городе.

За 4 месяца текущего года сотрудниками правоохранительных органов столицы было раскрыто свыше 10 тысяч преступлений, совершенных иностранными гражданами, что составляет более 50% от общего числа раскрытых преступлений.

При этом 80% преступлений, совершаемых иностранцами, можно отнести к общеуголовным: разбойные нападения, изнасилования, убийства, распространение наркотиков.

Жители Москвы должны понимать, что несут ответственность за поведение и действия тех, кого регистрируют в своей квартире. Оформляя фиктивную регистрацию, москвичи создают условия для формирования криминальной среды в городе, где живете вы, ваши близкие, дети.


Похожие записи:

Добавить комментарий