Понятие должностного лица в административном праве мельник а.н

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие должностного лица в административном праве мельник а.н». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Обязательным признаком преступления является предмет — это информация в виде документации, материалов (справки, отчеты, материалы финансовых проверок и т.п.). Документы в отличие от материалов должны иметь реквизиты (дату, название учреждения, подпись лица, его выдавшего, и т.п.). Запрашиваемая информация должна относиться к сфере деятельности того органа государственной власти, местного самоуправления, предприятия и компетенции того должностного лица, куда обращается Федеральное Собрание РФ или Счетная палата РФ. Депутаты Совета Федерации и Государственной Думы имеют право обращения в органы власти и управления за информацией, связанной с их депутатской деятельностью. Характер запрашиваемой Счетной палатой информации обусловлен тем, что Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ.

Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной Палате Российской Федерации

Объективную сторону преступления составляют: а) неправомерный отказ в предоставлении информации (нежелание предоставить секретную информацию, несмотря на обязательность ее предоставления по закону); б) уклонение от предоставления информации (не отказывая прямо, лицо говорит об отсутствии, непоступлении к нему требуемой информации) либо в) предоставление заведомо неполной либо ложной информации (лицо сознательно искажает информацию, предоставляет не все сведения, расчеты). Преступление имеет формальный состав. Считается оконченным с момента совершения соответствующего действия (бездействия).

С субъективной стороны — это умышленное преступление. Лицо действует с прямым умыслом.

Субъектом преступления является должностное лицо, в чьи обязанности входит предоставление информации (см. примечание 1 к ст. 285).

Квалифицированный состав преступления (ч. 2) образуют деяния, указанные в ч. 1 ст. 287, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ (см. примечания 2 и 3 к ст. 285).

Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3) образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 287, если они: а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Имеется в виду сокрытие как преступлений, так и иных правонарушений. Если сокрытие преступлений подпадает под признаки укрывательства или пособничества, содеянное образует совокупность правонарушений; б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) повлекли тяжкие последствия.

Исполнителем может быть только должностное лицо, обязанное предоставлять информацию.

Повышенная общественная опасность получения взятки обусловлена тем, что оно обычно сопряжено с другими преступлениями и является распространенной формой коррупции.

Предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги (государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты), иное имущество (антиквариат, автомашины, мебель, импортная техника, драгоценные металлы) или выгоды имущественного характера (безвозмездное предоставление санаторных путевок, строительных работ, продажа ценной вещи за бесценок). В соответствии со ст. 575 УК РФ допускается дарение подарков стоимостью не более пяти минимальных размеров оплаты труда. Эти стоимостные рамки позволяют отграничить подарок от взятки.

Если предметом взятки является имущество, заведомо добытое преступным путем, содеянное надо квалифицировать по ст. 290 и 175 УК.

Объективная сторона состоит в получении должностным лицом взятки лично или через посредника. Получить взятку — это значит принять ее. Взятка может быть получена без какой бы то ни было маскировки либо в завуалированной форме (получение денег взаймы без отдачи, сберегательной книжки на предъявителя). Получение должностным лицом любых ценностей якобы для передачи их в качестве взятки без намерения сделать это является мошенничеством (п. «в» ч. 2 ст. 159 УК).

Взятка получается за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. В законе названы альтернативные варианты таких действий (бездействия): а) они входят в служебные полномочия должностного лица (прием на работу, увольнение, перемещение по службе); б) лицо в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (быстро получить лицензию, установить телефон); в) общее покровительство по службе (необоснованно продвигает по службе, посылает в загранкомандировки) либо г) попустительство по службе (не обращает внимания на прогулы). Выполнение обусловленного действия (бездействия) лежит за пределами состава преступления.

Лицо получает взятку за совершение (воздержание) определенных действий в пользу взяткодателя или представляемых им лиц: его близкие, друзья, предприятия, чьи интересы он представляет.

Данное преступление имеет формальный состав, оно признается оконченным в момент принятия хотя бы части взятки.

С субъективной стороны получение взятки — умышленное преступление. Лицо совершает его с прямым умыслом. Получение взятки — корыстное преступление.

Субъект преступления — должностное лицо.

Квалифицированный состав получения взятки (ч. 2) предусматривает получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие), т.е. преступления. Фактическое совершение взяткополучателем незаконного действия (бездействия) образует совокупность преступлений. Совершение иных правонарушений подпадает под признаки попустительства.

Квалифицированный состав (ч. 3) образуют деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо главой органа местного самоуправления (см. примечания 2 и 3 к ст. 285).

Особо квалифицированный состав (ч. 4) образуют деяния, предусмотренные ч. 1,2 и 3 статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Получение взятки группой лиц по предварительному сговору совершается двумя и более должностными лицами, заранее договорившимися о совместном совершении преступления. Входящие в группу недолжностные лица отвечают как соучастники в получении взятки. Промежуток времени между сговором о получении взятки и ее принятием не имеет значения. Для квалификации по признаку получения взятки организованной группой также требуется, чтобы в нее входили хотя бы два должностных лица и она была устойчивой; б) неоднократно, т.е. не менее двух раз, если при этом не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Неоднократным должно быть именно получение взятки, а не дача взятки; в) с вымогательством взятки. Оно возможно в двух формах: лицо прямо требует взятку либо ставит взяткодателя в такие условия, когда тот вынужден дать взятку. Вымогательство взятки должно сопровождаться угрозой совершения действий, могущих причинить ущерб интересам взяткодателя; г) в крупном размере, каковым признается стоимость денег, ценных бумаг или выгод имущественного характера (на момент получения взятки), превышающая триста минимальных размеров оплаты труда (см. примечание к ст. 290).

Комментарии к ст. 2.4 КОАП РФ

1. Статья посвящена должностным лицам как специальным субъектам административных правонарушений. В большинстве статей КоАП РФ в числе возможных субъектов административной ответственности названы должностные лица.

2. Административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении. Основанием для привлечения таких лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Такая установка КоАП РФ никоим образом не ставит знак равенства между дисциплинарным и административным правонарушением, между дисциплинарной и административной ответственностью. КоАП РФ лишь презюмирует, что невыполнение должностными лицами обязанностей по службе может быть не только дисциплинарным проступком, но и административным правонарушением. Причем не любой дисциплинарный проступок, если он совершен должностным лицом, может автоматически считаться административным правонарушением. Для признания его таковым необходимо, чтобы данное правонарушение было зафиксировано в конкретной статье Особенной части КоАП РФ. Законодатель при формулировании составов со специальным субъектом ответственности руководствовался определенным ограничителем: административным правонарушением признается нарушение лишь таких служебных правил (обязанностей), которые имеют надведомственный характер и охраняют государственный интерес.

Сложная правовая природа таких служебных обязанностей обусловила то обстоятельство, что государство, во-первых, охраняет их с помощью не одного, а нескольких видов ответственности и, во-вторых, учредило соответствующие контрольно-надзорные органы, призванные следить за выполнением этих правил.

3. В комментируемой статье впервые в законодательстве об административных правонарушениях закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. В своей основе оно совпадает с определением должностного лица, данным в Уголовном кодексе РФ, если принять во внимание обобщающую формулировку ст. ст. 201, 285, 318 УК РФ (см. комментарий к ст. 19.28 КоАП РФ).

Читайте также:  Минтранс нормы расхода ГСМ на 2023 год

Прежде всего, данная статья относит к должностным лицам представителей власти, т.е. лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Речь идет о должностных лицах правоохранительных и контролирующих органов. Функции представителя власти могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).

В качестве должностных лиц (кроме должностных лиц, являющихся государственными или муниципальными служащими, служащими государственных учреждений и организаций) рассматриваются также руководители и иные работники иных (т.е. негосударственных) организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Ныне перечень таких лиц дополнительно конкретизирован применительно к ряду статей Особенной части КоАП РФ. Речь идет об ответственности членов советов директоров, коллегиальных исполнительных органов, счетных, ревизионных, ликвидационных комиссий юридических лиц и руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, за нарушение требований законодательства о хранении документов (ст. 13.25), за нарушение законодательства о биржах и биржевой торговле (ст. 14.24), за нарушения законодательства о ценных бумагах (ст. ст. 15.17 — 15.22), а также за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, ч. 9 ст. 19.5 и рядом других статей КоАП РФ.

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ к числу должностных лиц отнесены также лица, осуществляющие функции члена конкурсной комиссии, котировочной комиссии или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 — 7.32 КоАП РФ.

По ответственности приравнены к должностным лицам и индивидуальные предприниматели, т.е. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это общее правило, но из него законом может быть сделано исключение. Такое исключение установлено, например, в примечании к ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, где говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные гл. 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

4. Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

5. Противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы как гражданин, так и должностное лицо, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу.

6. Тот факт, что административное правонарушение должностного лица одновременно является и нарушением служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, обусловливает вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух мер наказания: и административного наказания, и дисциплинарного взыскания. В КоАП РФ общего решения этого вопроса нет. Однако исходя из того что меры и дисциплинарной, и административной ответственности имеют характер наказания, вряд ли целесообразно обязательное одновременное применение к должностному лицу за совершение им противоправного деяния, содержащего признаки и дисциплинарного, и административного правонарушения, двойного наказания. Такое наказание допустимо, во-первых, лишь за отдельные виды правонарушений, социальная вредность которых достаточно велика, и, во-вторых, если об этом есть специальное указание в законе.

Должностное лицо согласно УК РФ

При этом неотнесение лица к должностным лицам специальным законом не означает невозможность его привлечения к ответственности на основании данных статей УК РФ.

В Административном кодексе России дается исчерпывающее определение представленному понятию. Согласно закону, под должностным лицом понимается гражданин, который наделен определенными властными полномочиями в установленном законом порядке. Лицо распространяет свои функции на граждан, не находящихся в служебной зависимости от него.

УК РФ предусматривает ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

КоАП РФ предоставляет куда более широкое и объемное определение. В административном праве субъектом ответственности является лицо, совершившее правонарушение в сфере своих полномочий. Это не только руководители и представители начальствующего состава, но и обычные государственные работники, реализующие административные, хозяйственные и распорядительные функции.

Присвоение полномочий должностного лица

Объективная сторона присвоения полномочий должностного лица складывается из двух самостоятельных действий: присвоения полномочий должностного лица и совершения в связи с этим определенных действий. Присвоение должностных полномочий всегда совершается обманным путем (лицо устно заявляет о наличии у него должностных полномочий, использует форменную одежду для совершения желаемых действий, представляет подложный документ). Лицо, присваивающее полномочия должностного лица, не имеет законных оснований выполнять их. Присвоение звания специалиста не образует рассматриваемого преступления.

Лицо присваивает полномочия для совершения определенных действий. Они могут быть очень разными, но они всегда неправомерны и по сути своей являются правонарушениями. Именно вследствие совершения таких действий наступают общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав w законных интересов граждан или организаций. Присвоение полномочий для совершения общественно полезных действий (например, для задержания преступника) не является преступлением.

Между названными последствиями и присвоением полномочий должностного лица должна быть установлена причинная связь.

Данный состав является материальным. Преступление считается оконченным, когда наступили указанные в законе последствия.

С субъективной стороны — это умышленное преступление. Лицо действует с прямым или косвенным умыслом.

Повышенная общественная опасность получения взятки обусловлена тем, что оно обычно сопряжено с другими преступлениями и является распространенной формой коррупции.

Предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги (государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты), иное имущество (антиквариат, автомашины, мебель, импортная техника, драгоценные металлы) или выгоды имущественного характера (безвозмездное предоставление санаторных путевок, строительных работ, продажа ценной вещи за бесценок). В соответствии со ст. 575 УК РФ допускается дарение подарков стоимостью не более пяти минимальных размеров оплаты труда. Эти стоимостные рамки позволяют отграничить подарок от взятки.

Если предметом взятки является имущество, заведомо добытое преступным путем, содеянное надо квалифицировать по ст. 290 и 175 УК.

Превышение должностных полномочий

Современному трудовому праву не известно такое понятие как «должностное лицо», которое широко используется в публично-правовых отраслях права.

Но кроме основного признака – выполнения определенных функций, законодатель выделяет два дополнительных. Это место осуществления указанных функций и режим их выполнения. Третий этап приходится на период с 1922 года по начало 60-х годов. Этот период характеризуется противоборством расширительной и ограничительной тенденции в развитии данного понятия, завершившийся принятием Уголовного кодекса 1960 года и принципиальной победой ограничительной тенденции.

Так, при наличии в примечании 1 к статье 285 УК РФ классификации на государственные и негосударственные юридические лица последний вид учитывает исключительно коммерческие юридические лица (акционерное общество); при этом некоммерческие юридические лица не учитываются.

Должностное лицо согласно УК РФ

При этом неотнесение лица к должностным лицам специальным законом не означает невозможность его привлечения к ответственности на основании данных статей УК РФ.

В Административном кодексе России дается исчерпывающее определение представленному понятию. Согласно закону, под должностным лицом понимается гражданин, который наделен определенными властными полномочиями в установленном законом порядке. Лицо распространяет свои функции на граждан, не находящихся в служебной зависимости от него.

УК РФ предусматривает ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

КоАП РФ предоставляет куда более широкое и объемное определение. В административном праве субъектом ответственности является лицо, совершившее правонарушение в сфере своих полномочий. Это не только руководители и представители начальствующего состава, но и обычные государственные работники, реализующие административные, хозяйственные и распорядительные функции.

Должностное лицо: понятие, признаки

Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти или временно или постоянно занимающее в госучреждениях, партиях, общественных учреждениях, организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющий их по специальному полномочию.

Понятие должностного лица дается в примечании 1 к ст. 285 УК. Должностными лицами являются: а) государственные служащие, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, и б) государственные служащие, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, в государственном или муниципальном учреждении либо в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 (ред. 14.12.2009).

Читайте также:  Льготы для пенсионеров в Московской области с 1 августа в 2023 году

Соотношение обычных и должностных лиц

По закону можно понять, что должностное лицо выступает как представитель государственного органа, так и определенные категории рядовых сотрудников. И в этом понимании рождается разногласие, так не совсем ясно, какое отличие несут между собой эти два понимания.

Исходя из закона об административных правоотношениях, категория должностного лица определяется лицами, которые работают в правительственных и смежных структурах, выполняя комплекс полномочий управленческого характера. Плюс ко всему этому можно приписать рядовых лиц, которые выполняют деятельность по предпринимательству, т. е. индивидуальных предпринимателей или привычных ИП. И на фоне этого сравнения образуется ряд споров и вопросов, что к чему относится, и кто за что отвечает.

На первый взгляд собственный бизнес под юридически оформленным индивидуальным предпринимательством видится далеким от привычного понимания, что такое должностное лицо. Вся деятельность ИП нацелена на получение прибыли, и по своей природе больше похожа на организацию юридического лица. Однако причины нарушений, характер поступков и мотивы могут указать на индивидуальность ИП по сравнению с юридическим или должностным лицом. Такая закономерность не случайна. За последние несколько лет правительство все больше и больше отодвигает грани отождествления должностного лица и ИП. А практика показывает, что ответственность ИП формируется с гарантом на собственный бизнес. Все это не проходит без изменений тем самым меняя и корректируя законы и нормативные документы. Так, например, нарушение вопросов пользования земельным имуществом для ИП будет расцениваться, как категория юридической силы с последующими штрафами и наказаниями.

Нарушение прав должностными лицами

В одной из частей Административного кодекса присутствует более 400 пунктов. Из которых более 300 отражают предмет ответственности должностного лица. Большая часть статей отражает аспекты бизнеса и управления. При этом стоит выделить некоторые области, в которых регулируется данный вопрос:

  • Контроль управления (в 19 главе 19 статей).
  • Ущемление гражданских прав (в 5 главе 50 статей).
  • Контроль военного обеспечения (в главе 21 4 статьи).
  • Защита имущества (в 7 главе 29 статей).
  • Область таможни (в 16 главе 21 статья).
  • Обеспечение защиты экологии и природопользованию (в 8 главе 38 статей).
  • Информационные технологии и связь (в 13 главе 23 статьи).
  • Бизнес, налоги и финансы (в 14 и 15 главах 59 статей).
  • Животноводство и сельское хозяйство (в 10 главе 14 статей).
  • Покушение на государственные органы власти (в 17 главе 10 статей).
  • Энергетика (в 9 главе 14 статей).

В итоге получаем целый комплекс мер для ответственности государственных служащих, которые отражают почти все возможные сферы деятельности человека.

Выборное должностное лицо должно иметь хорошее чувство предвидения, возможность контролировать ситуацию, понимать справедливость и поощрять безопасность. В должностном лице должны быть все положительные характеристики полицейского, адвоката, судьи, бухгалтера, репортера, спортсмена и дипломата. Они также выступают теми, кто может быть наделен полномочиями и нести ответственность, не обладая властью. Все это возможно благодаря ряду шагов:

  • быть всегда компетентным по принимаемым вопросам и важным решениям;
  • быть готовым к неожиданностям и форс-мажорным обстоятельствам;
  • помнить о данных обещаниях;
  • уметь учитывать риски и юридические издержки;
  • быть культурным вне зависимости от ситуации.

Изучая, наблюдая и применяя все эти шаги, руководитель как должностное лицо всегда будет пользоваться уважением и иметь большой потенциал к карьерному росту.

Оно раскрывается в КоАП. Согласно ст. 2.4 Кодекса, должностным лицом в РФ признается гражданин, обладающий определенными властными полномочиями, реализующий функции распорядительно-организационного, а также административно-хозяйственного характера. Эти субъекты осуществляют свои полномочия в самых разных сферах: в Вооруженных Силах, муниципальных, региональных, государственных органах.

Должностные лица в силу их особого статуса несут повышенную ответственность. Субъекты, не исполняющие или исполняющие ненадлежащим образом обязанности, возложенные на них, могут быть наказаны в соответствии с действующим законодательством.

Государственные должностные лица – граждане, занимающие посты, установленные в Конституции, федеральном, региональном законодательстве для непосредственной реализации полномочий госорганов.

Законодательное определение должностного лица в УК России

Шнитенков А.В. Оренбургский институт Московской государственной юридической академии , Оренбург Текст доклада Понятие должностного лица является краеугольным камнем учения о должностных преступлениях. Анализ юридической литературы и судебной практики свидетельствует о том, что законодательное определение такого субъекта преступления требует совершенствования.

1. В УК России реализована идея о дифференциации ответственности за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях и преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Такое решение законодателя является спорным. В обоих случаях объект преступлений — интересы службы. На мой взгляд, под службой следует понимать элемент организации деятельности, представляющий собой правовое отношение гражданина с физическим или юридическим лицом, на основе которого гражданин наделяется полномочиями по выполнению функций управленческого или профессионального характера. Интересы службы заключаются в обеспечении нормального функционирования различных организаций, вне зависимости от их принадлежности государству или иному субъекту. Даже приверженцы законодательной позиции не отрицают, что «: роль службы во всех организациях — государственных и негосударственных — идентична» [1]. Не совсем понятно, почему преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях помещены в разделе VIII УК «Преступления в сфере экономики». Поскольку видовой объект является составной частью родового, постольку получается, что в результате совершения названных преступлений причиняется ущерб экономическим отношениям. В таком случае, например, нецелевое расходование должностным лицом бюджетных средств (ст. 2851 УК) также можно подвести под эту категорию деяний. Думается, что в любом случае вред причиняется именно интересам службы. При этом важно, что, как правило, ответственность за преступления против интересов службы устанавливается для руководителей различного ранга, а не для рядовых служащих. Таким образом, данная категория лиц, учитывая их особые полномочия, в случае совершения преступлений наносит непоправимый урон интересам службы, извращает ее смысл. С учетом этого предлагаю отказаться от различной уголовно-правовой оценки деяний должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, выделить в Особенной части УК раздел «Преступления против интересов службы», поместив в него одноименную главу.

2. Понятием должностного лица наряду с уголовным правом оперируют нормы других отраслей права, в частности административного. Уголовно-правовое определение дается в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, а административно-правовое в примечании к ст. 2.4. КоАП РФ. Однако формулировки данного определения существенно отличаются. Во-первых, в примечании 1 к ст. 285 УК речь идет о выполнении «управленческих» функций в государственных и муниципальных учреждениях, а в примечании к ст. 2.4. КоАП говорится о любых государственных и муниципальных организациях, например, государственном унитарном предприятии. Хотя по УК России лицо, выполняющее соответствующие функции в таком предприятии, считается субъектом преступлений, предусмотренных гл. 23. Во-вторых, определение представителя власти является составной частью определения должностного лица и, кроме того, оно не идентично уголовно-правовому понятию данного субъекта. В-третьих, далее в этом примечании указывается, что «совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное». Должностное лицо — участник властных правоотношений, базирующихся на нормах административного права. Н.С. Лейкина справедливо указывала: «Уголовное законодательство, определяя понятие должностного лица и устанавливая уголовную ответственность последнего, исходит из статуса должностного лица, установленного административным правом. Правомочия должностного лица, его права и обязанности устанавливаются не уголовным законодательством» [2]. Это лишний раз подчеркивает, что уголовное право не может использовать термин должностного лица в иной интерпретации. В Федеральном Законе «О рынке ценных бумаг» в ст. 10.1. «Требования к должностным лицам профессиональных участников рынка ценных бумаг» речь идет о должностном лице, но опять-таки не в смысле, используемом в УК России [3]. Более того, в ней должностными называются лица, которые по УК считаются выполняющими управленческие функции в коммерческих организациях. Считаю, что подобный подход является необоснованным. На мой взгляд, понятие должностного лица в законодательстве должно иметь универсальный характер, и его определение должно быть идентичным. В конечном итоге это будет способствовать большей четкости законодательства, повышению уровня межотраслевого согласования и единообразию судебной практики, что весьма важно.

Читайте также:  Можно ли получить налоговый вычет при покупке земельного участка под ИЖС

3. «Совершение юридически значимых действий» не может являться одним из альтернативных признаков должностного лица, хотя некоторые специалисты считают иначе [4]. Эта позиция особенно популярна среди представителей административно-правовой науки, учитывая это, многие криминалисты предлагают такой признак ввести в определение должностного лица в уголовном праве. В первую очередь необходимо исходить из того, что речь идет об «управленцах». Указанный выше признак не позволяет четко отграничить должностных лиц, характеризует деятельность любого служащего, поэтому реализация данного предложения приведет к необоснованному расширению круга должностных лиц.

4. Проведенное мною изучение уголовных дел о преступлениях должностных лиц свидетельствует о том, что судами нередко допускаются ошибки, которые, в частности вызываются отсутствием легального определения административно-хозяйственных и организационно-распорядительных функций. Так, Анискин С.В. — младший инспектор отдела режима и охраны Учреждения ИЗ 54/1 г. Оренбурга в целях сбыта осужденным наркотических средств пронес их на территорию исправительной колонии, где и был задержан. В приговоре указано, что Анискин С.В. «отнесен к должностным лицам, наделенным организационно-распорядительными полномочиями, в связи с которыми пресекает преступления среди осужденных, следит за выполнением осужденными правил режима и внутреннего распорядка. То есть он является представителем власти» [5]. В другом случае, Толстых Ю.В. и Краснов А.Ю. — оперативные уполномоченные уголовного розыска Дзержинского РОВД г. Оренбурга в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении Наливкина В.А. и Вязикова С.В., превысив должностные полномочия, применили насилие к Наливкину В.А., причинив ему тяжкий вред здоровью. В приговоре суд указал, что Краснов и Толстых, являясь работниками уголовного розыска, обладали организационно-распорядительными функциями [6]. Очевидно, что судом допущена ошибка в интерпретации прав, предоставленных оперативным уполномоченным уголовного розыска, как относящихся к организационно-распорядительным функциям. Толстых и Краснов выполняли функции представителей власти, ибо были наделены распорядительными полномочиями в отношении граждан, не находящихся от них в служебной зависимости.

Кроме того, поскольку выполнение функций представителя власти — один из признаков, характеризующих должностное лицо, постольку его законодательную дефиницию целесообразно изложить в рамках единого определения этого специального субъекта преступления. На мой взгляд, определение должностного лица может выглядеть так:

«Должностными лицами признаются лица постоянно или временно занимающие в организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением:

а) организационно-распорядительных функций, которые выражаются в осуществлении руководства подчиненных по службе лиц;

б) административно-хозяйственных функций, которые выражаются в осуществлении полномочий по управлению и распоряжению имуществом;
в) функций представителя власти, выражающихся в наделении в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении физических лиц, не находящихся в служебной зависимости, а также юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности;

г) а равно лица, не занимающие должностей, связанных с выполнением соответствующих функций, но осуществляющие такие функции по специальному полномочию».

Более полное определение должностного лица будет способствовать применению норм УК России о должностных преступлениях в точном соответствии со смыслом действующего законодательства и послужит четким ориентиром судебно-следственной практике.

Список использованной литературыZXzxczxv

I. Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  3. Гражданский кодекс РФ.
  4. Уголовный кодекс РФ.
  5. Трудовой кодекс РФ.
  6. Налоговый кодекс РФ.
  7. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

II. Специальная литература:cvb

  1. Административное право: учебник.. Издание второе, переработанное и дополненное. По ред. Л.Л. Попова. Юристъ, 2011.
  1. Административное право А. Б. Агапов. .
  2. Издательство: Эксмо, 2009 г.
  3. Административное право М. Б. Смоленский. . Издательство: Феникс, 2012 г.
  4. Административное право Российской Федерации.Хаманева Н.Ю. Издательство: Юристъ, 2009 г.
  5. Административное право России Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров. .
  6. Издательства: Проспект, ТК Велби, 2010г.
  7. Административное право России в схемах и определениях И. А. Полянский, В. Н.Ширяев.
  8. Издательство: Эксмо, 2011 г.
  9. Административное право Российской Федерации А. П. Солдатов, В. А. Мельников. .
  10. Издательство: Феникс, 2010 г.
  11. Административное право России Д. Н. Бахрах. .
  12. Издательство: Эксмо, 2011 г.
  13. Административное право Н. М. Конин, М. П. Петров. . Краткий учебник. Издательство: Норма, 2010 г.
  14. Административное право В. Е. Сатышев. . Курс лекций.
  15. Издательство: Омега-Л, 2008 г.
  16. Алехин А. П., Козлов Ю. И. Административное право РФ. Часть 1. М., 2011. С. 145.
  17. Бахрах Д.Н. Административная ответственность по российскому законодательству. М. 2010.
  18. Власть и бизнес: взаимная ответственность. Комментарий к законодательству. Под ред. В.М. Жуйкова, Э.Н. Ренова. Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2008.
  19. Кузьмичева Г. А., Калинина Л. А. Административная ответственность. Учебное пособие. М. 2009.
  20. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 2009. С. 6.
  21. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики. В двух книгах. Издание второе, исправленное и дополненное. Агапов А.Б. Издательство «Статут», 2009.
  22. Россинский Б.В. Административная ответственность. М. 2011.
  23. Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие для вузов. М. 2011.
  24. Чаннов С.Е. Должностное лицо как особый субъект административной ответственности // СПС «КонсультантПлюс».

III. Судебно-арбитражная практика:cvbn

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях».
  2. Постановление Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. N 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин».
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».

Правонарушения должностных лиц

В КОАП 330 статей (¾ от общего количества) описывают возможные правонарушения, совершаемые должностными лицами.

Соответствующие разделы освещают злодеяния в следующих аспектах:

  • прохождение таможни;
  • управленческая сфера;
  • охрана имущества;
  • постановка на воинский учет;
  • посягательство на представителей власти;
  • экология;
  • ветеринария;
  • налоги;
  • сельское хозяйство;
  • строительство;
  • мелиорация;
  • предпринимательская деятельность;
  • связь;
  • энергетика.

Согласно КОАП ответственность должностных лиц за правонарушения предусматривается практически повсеместно. ОВД рассматривает около 50 разновидностей злодеяний, относящихся к охране порядка или к пренебрежением инструкциями дорожного движения.

Должностное лицо как гарант защиты граждан

В кодексе по административным взаимоотношениям полно описывается, кто является должностным лицом. Исходя из закона, наделение полномочиями власти в назначенном порядке определяет человека как должностное лицо. Лицо имеет в своем подчинении граждан и распоряжается ими в рамках своих функций и задач.

Выполняя функции хозяйственного, распорядительного, административного и управленческого характера эти лица осуществляют свои задачи в рамках таких областей, как:

  • региональных и государственных учреждений;
  • Вооруженных Сил России;
  • местном самоуправлении.

Все лица, имеющие полномочия, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность за выполнение и не выполнение определенных мер по достижению поставленных задач.

Соотношение обычных и должностных лиц

По закону можно понять, что должностное лицо выступает как представитель государственного органа, так и определенные категории рядовых сотрудников. И в этом понимании рождается разногласие, так не совсем ясно, какое отличие несут между собой эти два понимания.

Исходя из закона об административных правоотношениях, категория должностного лица определяется лицами, которые работают в правительственных и смежных структурах, выполняя комплекс полномочий управленческого характера. Плюс ко всему этому можно приписать рядовых лиц, которые выполняют деятельность по предпринимательству, т. е. индивидуальных предпринимателей или привычных ИП. И на фоне этого сравнения образуется ряд споров и вопросов, что к чему относится, и кто за что отвечает.

На первый взгляд собственный бизнес под юридически оформленным индивидуальным предпринимательством видится далеким от привычного понимания, что такое должностное лицо. Вся деятельность ИП нацелена на получение прибыли, и по своей природе больше похожа на организацию юридического лица. Однако причины нарушений, характер поступков и мотивы могут указать на индивидуальность ИП по сравнению с юридическим или должностным лицом. Такая закономерность не случайна. За последние несколько лет правительство все больше и больше отодвигает грани отождествления должностного лица и ИП. А практика показывает, что ответственность ИП формируется с гарантом на собственный бизнес. Все это не проходит без изменений тем самым меняя и корректируя законы и нормативные документы. Так, например, нарушение вопросов пользования земельным имуществом для ИП будет расцениваться, как категория юридической силы с последующими штрафами и наказаниями.


Похожие записи:

Добавить комментарий