Как учитывать пожертвования в 2023 году в бюджетном учете

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учитывать пожертвования в 2023 году в бюджетном учете». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ) при условии ведения раздельного учета таких доходов (расходов). Разъяснения приведены в письме Минфина России от 25.03.2019 № 03-03-06/3/20078.

Что изменили в 2022 году

С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.

С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:

  • 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
  • 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
  • 256 — перечисление средств международным государствам.

Гражданско-правовые отношения

Деятельность образовательных учреждений по привлечению пожертвований от физических и юридических лиц регулируется общими нормами гражданского законодательства, а также положениями федеральных законов от 11.08.1995 № 135-ФЗ и от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

В силу п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Делать пожертвования образовательным учреждениям разрешено, причем исключительно на добровольной основе и без принуждения (давления) со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, а также иных заинтересованных лиц (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ).

Обратите внимание: установление фиксированных сумм для пожертвований образовательному учреждению относится к формам принуждения (оказания давления) и является нарушением Федерального закона № 135-ФЗ (Письмо Минобрнауки РФ от 09.09.2015 № ВК-2227/08).

Добровольные пожертвования являются одним из источников формирования имущества образовательных организаций (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Для их принятия не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).

Бухгалтерский учет в благотворительных организациях

У вас своя некоммерческая организация, вы задумываетесь об оптимизации и повышении эффективности бухучета? Тогда вам надо обратиться в компанию, специализирующуюся на ведении аутсорсинга бухгалтерии. Специалисты , с большим стажем работы, осуществляют комплексный бухгалтерский учет в благотворительной организации.

Бухгалтерский учет в благотворительных фондах производится в общем порядке. Он нормируется пунктом 1 статьи 32 “О некоммерческих организациях”, ФЗ №7. В нем прописана регламентация деятельности НКО, а также создание Плана счетов субъекта налогообложения. Руководитель НКО может ознакомиться с существующими наработками и выбрать недорогую программу учета всех расходов.

Чаще всего руководителей некоммерческих структур интересуют вопросы подготовки сметы для НКО. В силу того, что некоммерческие структуры существуют за счет добровольных пожертвований, вопрос предварительного распределения денежных средств наполнен особой актуальностью. Средства, которые фонду предоставляют безвозмездные дарители, не могут находиться на счетах организации дольше года. Эту норму предусматривает закон, но благотворитель может установить свои сроки, и обязать фонд соблюдать их, и фиксировать посредством бухучета в благотворительных организациях.

Материальные и финансовые ресурсы могут поступать из различных источников:

· Добровольные взносы частных и юридических лиц.

· Участие в грантовых конкурсах.

· Поступление средств от коммерческой деятельности, разрешенной Уставом.

· Прочие поступления, не запрещенные Законом и не противоречащие Уставу.

Предпринимательская деятельность социального предприятия может осуществляться только в соответствии с Уставом, при этом прибыль от коммерческих операций не может быть распределена между учредителями. Она направляется на реализацию уставных задач.

Имущество НКО также защищено от посягательств недобросовестных сотрудников законом, в котором предусмотрено, что оно не может быть передано учредителям и дирекции НКО или продано по заниженной цене, и это тоже фиксируется в бухгалтерских отчетах. При ликвидации организации деньги и основные фонды не могут быть распределены между учредителями и работниками фонда. Они изымаются органами местного самоуправления для дальнейшего распределения между нуждающимися.

Многие некоммерческие структуры не имеют постоянного источника дохода. Поэтому они пользуются услугами временных, случайных бухгалтеров, которые осуществляют бухгалтерские операции небрежно, с ошибками. Чтобы избежать проблем с налоговой инспекцией и Минфином, требуется как можно скорее навести порядок в собственной бухгалтерии, то есть организовать аутсорсинг бухгалтерии. Обратившись в аутсорсинговую , дирекция НКО получит комплексную услугу:

Читайте также:  Экстрадиция: понятие, виды, принципы

· Юридическая поддержка производится по всем вопросам, в том числе в спорах с налоговой инспекцией.

· Аутсорсинг осуществляется сразу несколькими специалистами, что позволяет избежать ошибок и не тратить время на дополнительные проверки.

Учетная политика некоммерческих организаций

Главный документ для учета в любой организации, в том числе и в НКО – учетная политика. В ней обязательно указывается порядок учета целевых поступлений и их расходования.

Кроме того в учетной политике НКО следует закрепить (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»):

  • на какую дату вы будете отражать на счете 86 «Целевое финансирование» средства на ведение уставной некоммерческой деятельности: на дату фактического поступления денежных средств или на дату начисления;
  • какие счета используются для отражения расходов, 20 или 26 (а, может быть, и оба);
  • базу для распределения общехозяйственных затрат, относящихся к коммерческой и некоммерческой деятельности (например, пропорционально заработной плате, прямо относящейся к каждому из видов деятельности, или пропорционально доле поступлений целевых средств, доходов от коммерческой деятельности в общей сумме поступлений) (Письмо Минфина России от 21.02.2002 N 16-00-14/67);
  • конкретный перечень применяемых упрощенных способов ведения бухгалтерского учета.

Программа 1С 8.3 для ведения учета НКО

Для ведения учета в некоммерческих организациях у 1С: Предприятие есть специальная конфигурация 1С: Бухгалтерия НКО.

Программа позволяет начислять разного рода взносы, предусмотренные Вашим уставом (вступительные, членские, целевые), а при проведении входящих документов выбирать, к какому направлению деятельности относится та или иная услуга/расход материалов.

Из минусов:

  • все начисления производятся каждый раз вручную, что, на наш взгляд, не очень удобно при большом количестве членов или ежемесячных взносах;
  • при получении оплаты по разным основаниям финансирования (например, одновременно членские и вступительные взносы) невозможно разбить платеж средствами 1С, приходится делать это руками;
  • отсутствует автоматический расчет пени, т.е., если у Вас в уставе предусмотрены санкции за просрочку оплаты, Вам придется рассчитывать их самостоятельно и операцией отражать это в 1С;
  • нет возможности сформировать квитанции на оплату взносов для членов НКО.

Пожертвование денежных средств бюджетному учреждению

Нередки случаи, когда благотворители жертвуют бюджетным учреждениям денежные средства для приобретения оргтехники, дорогостоящих лекарств, модернизации оборудования или помещений организации.

Деньги жертвователь может отдать:

  • денежными купюрами в бухгалтерию учреждения. Для такой передачи необходимо составить в письменной форме договор пожертвования;
  • путем перечисления на лицевой счет бюджетного учреждения в банке. У каждой организации имеется счет для получения пожертвований от граждан и юридических лиц. Номер счета можно узнать у администрации учреждения, на официальном сайте. Для такой операции нет необходимости заключать письменный договор пожертвования, все данные благотворителя (при желании можно указать на анонимность), целевое назначение денег будут указаны в приходном ордере.

Условия договора пожертвования бюджетному учреждению

Для того, что избежать проблем с налоговыми органами договор пожертвования нужно составлять в письменном виде. Если в тексте договора отсутствует условие благотворителя о пользовании предмета в конкретных целях, то такое пожертвование используется по назначению.

Основные условия договора пожертвования бюджетной организации:

  • применение в общественно полезных целях;
  • безвозмездность (одаряемый не должен совершать в пользу благотворителя какие-либо обратные действия);
  • порядок отчетности одаряемого перед благотворителем за использование пожертвования;
  • сроки исполнения договора (временной период или определенная календарная дата);
  • конкретизация предмета договора — описание, местонахождение, качественные характеристики (необходимо избегать обобщенных формулировок имущества).

Учет пожертвований в бюджетном учреждении

Учет всех пожертвований в государственных организациях всех уровней обязателен. Для того, что бы поставить на учет в бюджетном учреждении пожертвованное имущество необходимо определить его стоимость. Пожертвования оцениваются по первоначальной оценочной стоимости, на момент принятия его по договору. Увеличить стоимость имущества возможно за счет его доставки, регистрации или ремонта.

Оценочная стоимость имущества — это денежные средства, которые можно получить при продаже имущества. Пожертвование оценивается комиссией учреждения, которая действует постоянно.

Стоимость имущества можно подтвердить документами или проведением экспертизы. Документальным подтверждением может быть:

  • сведения органов государственной статистики;
  • цены в СМИ или специальных изданиях;
  • информация о стоимости от изготовителей или продавцов;
  • оценка независимым экспертом.

Поступление пожертвований оформляется актом приема-передачи, на основании этого документа имущество принимается к учету. Если акт и решение комиссии отсутствуют, то такое пожертвование не может быть включено в бухгалтерский учет учреждения. Использование пожертвований отражается в учете в общем порядке. При принятии имущества нужно определить код вида деятельности (18), в зависимости от направления использования пожертвования (бюджетная деятельность — 1).

Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)

18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.

Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н. В 2022 году бюджетный план счетов применяется в редакции приказа Минфина от 31.03.2022 № 65н.

Читайте также:  Нужен ли военный билет при приеме на работу

Новации 2022 года: к чему готовиться бухгалтерам бюджетных организаций

Более того — дальнейшее развитие получат вопросы развития муниципальных финансов, стратегическое и территориальное планирование на местном уровне, градостроительная деятельность, качество городской среды, устойчивое развитие муниципалитетов, использование лин-технологий, реализация принципов смарт-сити («умный город») и другие.

Бухгалтерам следует также обратить внимание на создание резервов, и не только по оплате отпусков. Так, например, пунктом 302.1 Инструкции № 157н в учетной политике учреждения предусмотрены резервы предстоящих расходов. Однако следует помнить, что учреждение само решает, создавать резервы или нет. А также определяет их виды. Свое решение оно фиксирует в учетной политике согласно п. 302.1 Инструкции №157н.

Квр при безвозмездном поступлении основных средств

NEW! КВАЛИФИКАЦИЯ «ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР»,»ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖЕР», «ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИТИК»- СОГЛАСНО МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРОФСТАНДАРТАМ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ от EICPA. В деятельности автономных учреждений случаи безвозмездного получения основных средств имеют место быть. В связи с этим возникают вопросы: как документально оформить такую операцию, как оценить основные средства, как отра­зить операции в бюджетном учете, а также нужно ли учитывать их стоимость при определении налоговой базы по налогу на прибыль?

Порядок отражения операций при поступлении объекта основных средств в государственном (муниципальном) учреждении зависит от ряда нюансов. В частности, в первую очередь на правила учета влияет тот факт, изменило ли учреждение статус или нет (перешло ли на субсидирование).

Таблица соответствия КВР и КОСГУ для бюджетных учреждений на 2021 год

В шаблоны КПС в счетах учета бюджетных и автономных учреждений приказами Минфина России от 30.10.2020 N253н (для бюджетных) и N 256Н (для автономных) были внесены изменения, некоторые из них мы привели в нижеследующей таблице.

Напомним, что в 1 — 4 разрядах номера счета указывается аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов. (Как и ранее никаких исключений, зависящей для типа хранимой на счете информации не указано, т.е., например, на «доходные» счета правило тоже распространяется);

в 5 — 14 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения либо не является требованиями, установленными участием в национальных проектах;

в 15 — 17 разрядах номера счета указываются аналитический код вида поступлений от доходов выбытий по расходам, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов; в 24 — 26 разрядах номера счета — коды КОСГУ; Т.е. КПС в общем случае выглядит так ХХХХ 0000000000 ХХХ. Исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:

Счет учета Шаблон КПС
101, 102,103,104, 105, 108 Корреспондирующие с ними 401.20.240, 401.20.250,401.20.270, 401.20.280 ХХХХ 0000000000 000.
Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР в трех последних разрядах указывается, если это установлено учетной политикой или целевым назначением имущества
0.201.00 0000 0000000000 000
0.201.35 ХХХХ 0000000000 000
0.204.00 0000 0000000000 000
0.209.81 0000 0000000000 000
0.210.05 ХХХХ 0000000000 510 – участие в конкурсах ХХХХ 0000000000 000 – «льготная» аренда
4.210.06 и корреспондирующий с ним 0.401.10.172 0000 0000000000 000
0.304.01 0000 0000000000 000
0.401.30 0000 0000000000 000

В целях получения дополнительной информации, в соответствии с требованиями учредителя, финансового органа публично-правового образования, из бюджета которого бюджетному учреждению предоставляются субсидии, а также в целях управленческого учета, бюджетные учреждения в 1 — 17 разрядах номера счета, в котором Инструкцией предусмотрены нули, отражают в соответствии с Рабочим планом счетов соответствующие аналитические коды поступления (выбытия), аналитические коды целевых статей.

Изменения в КОСГУ с 2021 года: изучаем новый проект Минфина

К примеру, если ошибку допустит казенное учреждение, и хозяйственная операция будет отражена по неверному КВР, контролеры вправе признать такую ошибку нецелевым использованием бюджетных средств. За нарушения данного характера предусмотрена административная ответственность по статье 15.14 КоАП.

Для специалистов это означает, что государственные (муниципальные) расходы и доходы классифицируются по различным признакам: планируемые и незапланированные, текущие и капитальные, по уровню принадлежности соответствующего бюджета, а следовательно, и по применению специальных кодов и т. д.

Допустим, бюджетное учреждение «Университет» и ООО «Статус» заключили договор аренды, согласно которому арендатор ООО «Статус» ежемесячно оплачивает арендную плату 74 000 руб., НДС 11 288 руб., а также возмещает стоимость коммунальных услуг. В мае 2021 на счет «Университета» поступили средства за аренду, а также возмещение коммунальных услуг в размере 26 000 руб., НДС 3966 руб. Поставщиком коммунальных услуг был выставлен общий счет на сумму 115 00 руб., НДС 17 542 руб. «Университет» осуществляет распределение входного НДС по коммунальным услугам в соответствии с удельным весом сдаваемой в аренду площади. Удельный вес — 10%.

Бюджетными учреждениями называют организации, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств и на основе утвержденных смет. Принадлежность организации к бюджетному учреждению определяется соответствующим финансовым органов и фиксируется в учредительных документах.

Бюджетному учреждению культуры коммерческая организация готова оказать спонсорскую помощь (благотворительные, добровольные пожертвования) для ежемесячной выплаты поощрения участникам самодеятельности. Каким образом эти отношения должны быть оформлены для получения и расходования данных средств?

Читайте также:  Сдаете квартиру как платить меньше налогов. Советуют юристы

В учете поступление пожертвований в денежной форме отразите по статье КОСГУ 180 «Прочие доходы» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2021 г. № 65н). При этом в учете сделайте проводки:

Учитывая пени по налогам, организации следует руководствоваться такими нормативами, как: Проводки по начислению пени за неуплату налогов Отдельное упоминание пени в правовых документах по бухучету отсутствует. Они не упомянуты ни как прочие расходы, ни как затраты, убавляющие финансовый результат. Пеня не признается налоговой санкцией, это компенсация несвоевременного получения бюджетом обязательных сумм.

Но данный норматив не определяет порядка отображения налоговых санкций, в том числе и пеней. Отдельные разъяснения представителей Минфина РФ сводятся к тому, что пени надлежит отображать на счете 0.303.05.000, касающемся расчетов с бюджетом по прочим платежам. Объясняется это тем, что пени нельзя считать налогами или иными обязательными сборами, отнести их следует к прочим платежам, выплачиваемым в бюджет. С целью ведения раздельного учета в отношении налоговых санкций и иных платежей, положенных к выплате в бюджет рационально открытие субсчета к счету 0.303.05.000. Проводки по начислению пеней по налогам в бюджетном учете выполняются так: Дт 0.401.20.290 Кт 0.303.05.730 субсчет «Пени» Какой бы способ не был выбран организацией, он должен в обязательном порядке закрепляться в учетной политике предприятия. Как правило, выбор метода определяется квалификацией и опытностью бухгалтера.

  • налогов (включаемых в состав расходов), государственной пошлины и сборов, разного рода платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (подстатья 291);
  • штрафных и иных экономических санкций (подстатьи 292 – 295);
  • иных выплат физическим и юридическим лицам (подстатьи 296 – 299).
  • подарочная и сувенирная продукция, не предназначенная для дальнейшей перепродажи;
  • специальная продукция, бланки строгой отчетности;
  • бутилированная питьевая вода, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора выдано заключение о признании воды не соответствующей санитарным нормам.

Бухгалтерский учет в благотворительных организациях

У вас своя некоммерческая организация, вы задумываетесь об оптимизации и повышении эффективности бухучета? Тогда вам надо обратиться в компанию, специализирующуюся на ведении аутсорсинга бухгалтерии. Специалисты , с большим стажем работы, осуществляют комплексный бухгалтерский учет в благотворительной организации.

Бухгалтерский учет в благотворительных фондах производится в общем порядке. Он нормируется пунктом 1 статьи 32 “О некоммерческих организациях”, ФЗ №7. В нем прописана регламентация деятельности НКО, а также создание Плана счетов субъекта налогообложения. Руководитель НКО может ознакомиться с существующими наработками и выбрать недорогую программу учета всех расходов.

Чаще всего руководителей некоммерческих структур интересуют вопросы подготовки сметы для НКО. В силу того, что некоммерческие структуры существуют за счет добровольных пожертвований, вопрос предварительного распределения денежных средств наполнен особой актуальностью. Средства, которые фонду предоставляют безвозмездные дарители, не могут находиться на счетах организации дольше года. Эту норму предусматривает закон, но благотворитель может установить свои сроки, и обязать фонд соблюдать их, и фиксировать посредством бухучета в благотворительных организациях.

Материальные и финансовые ресурсы могут поступать из различных источников:

· Добровольные взносы частных и юридических лиц.

· Участие в грантовых конкурсах.

· Поступление средств от коммерческой деятельности, разрешенной Уставом.

· Прочие поступления, не запрещенные Законом и не противоречащие Уставу.

Предпринимательская деятельность социального предприятия может осуществляться только в соответствии с Уставом, при этом прибыль от коммерческих операций не может быть распределена между учредителями. Она направляется на реализацию уставных задач.

Имущество НКО также защищено от посягательств недобросовестных сотрудников законом, в котором предусмотрено, что оно не может быть передано учредителям и дирекции НКО или продано по заниженной цене, и это тоже фиксируется в бухгалтерских отчетах. При ликвидации организации деньги и основные фонды не могут быть распределены между учредителями и работниками фонда. Они изымаются органами местного самоуправления для дальнейшего распределения между нуждающимися.

Многие некоммерческие структуры не имеют постоянного источника дохода. Поэтому они пользуются услугами временных, случайных бухгалтеров, которые осуществляют бухгалтерские операции небрежно, с ошибками. Чтобы избежать проблем с налоговой инспекцией и Минфином, требуется как можно скорее навести порядок в собственной бухгалтерии, то есть организовать аутсорсинг бухгалтерии. Обратившись в аутсорсинговую , дирекция НКО получит комплексную услугу:

· Юридическая поддержка производится по всем вопросам, в том числе в спорах с налоговой инспекцией.

· Аутсорсинг осуществляется сразу несколькими специалистами, что позволяет избежать ошибок и не тратить время на дополнительные проверки.

· Весь бухгалтерский учет будет произведен вовремя, в соответствии с установленными нормативами сроками.

· Дирекция не зависит от человеческого фактора: бухгалтер может заболеть, опоздать, ошибиться в отчетах.

Как видите, переход на аутсорсинг бухгалтерии несёт в себе много плюсов, и чем раньше вы на это решитесь, тем больше времени и нервов вы сэкономите. С надежным аутсорсингом документы всегда будут содержаться в порядке профессиональными бухгалтерами, а ваши права всегда будут защищены лучшими юристами.


Похожие записи:

Добавить комментарий