Изменение ЕГАИС лес с 1 июля в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение ЕГАИС лес с 1 июля в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Внесение сведений в ЕГАИС Лес осуществляют юрлица и ИП, которые имеют в собственности, хоз. ведении или оперативном управлении объекты по лесопереработке. Новый документ формируют для учёта баланса древесины.

Нужно ли сдавать нулевой отчёт в ЕГАИС Лес

Ответим на самые распространённые вопросы пользователей ЕГАИС о нулевой отчётности.

Для чего необходимо заполнять нулевые отчёты ежемесячно в течение 3 месяцев, если сделка была совершена на весь объём древесины в августе, а договор действует до 31 декабря 2021 года?

Нулевые отчёты обязательны для внесения в действующий договор. Если объём по покупке или продаже выбран, то через дополнительное соглашение срок действия договора можно сократить.

Можно ли при вводе нулевых отчётов предусмотреть возможность его автоматического заполнения по внесению одного показателя, например, условного символа?

Предложение может быть рассмотрено для включения в планы модернизации ЕГАИС учёта древесины и сделок с ней.

От ЕГАИС Учета Древесины до ФГИС ЛК

Заглянем немного в будущие нововведения. С 1 января 2023 г. начинает действовать в постоянном режиме Федеральная государственная информационная система лесного комплекса (ФГИС ЛК). Это модернизированная ЕГАИС УД. Ее задача ― обеспечить полную прозрачность перемещения древесины от мест ее заготовки, через склады, до мест переработки или продажи покупателям. Новая система объединит уже существующие ― Лес ЕГАИС, ИСДМ Рослесхоз и т. д., а также на ее основе будет сформирован единый Государственный лесной реестр (ГЛР)

С 01.01.2021 началось тестирование нового функционала системы в 4 регионах: Архангельской, Вологодской, Иркутской и Тверской областях. Участники пилотного проекта смогут подсказать, где имеются «пробелы» в системе и что нужно доработать.

ШТРАФЫ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ СРОКОВ ПОДАЧИ ДЕКЛАРАЦИИ О СДЕЛКАХ С ДРЕВЕСИНОЙ

Маркировка проводиться поштучно. Цель – обеспечить возможность при помощи технических средств наносить и считывать информацию о каждом бревне. Нарушение требований лесного законодательства в части обязательной маркировки древесины влечет штраф в размере:

  • От 30 000 до 40 000 руб. с конфискацией/без конфискации древесины – для должностных лиц;
  • от 300 000 до 500 000 руб. с конфискации/без конфискации древесины – для юридических лиц.

В случае нарушения порядка учета древесины (ст. 50.1 ЛК РФ) размер штрафа составит:

  • От 25 000 до 35 000 руб. – для должностных лиц;
  • от 200 000 до 400 000 руб. – для юридических лиц.

В соответствии со статьёй 50.3 Лесного кодекса Российской Федерации при транспортировке древесины обязательно наличие сопроводительного документа на транспортировку древесины. С 01 июля 2017 года эта норма распространяется и на пиломатериалы. При этом, в соответствии с «Правилами заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 571, сопроводительный документ на транспортировку древесины оформляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками древесины. В случае нарушения законодательства уполномоченные должностные лица МВД России составляют протокол об административном правонарушении.

Так, размер взыскания при транспортировке древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа составит:

  • От 30 000 до 50 000 руб. с конфискацией/без конфискации древесины и/или транспортного средства;
  • от 500 000 до 700 000 руб. с конфискацией/без конфискации древесины и/или транспортного средства.

Древесина и оформление с ней сделок. ЕГАИС

Напомним, что с июля 2021 года действует требование сдавать документацию (декларация ЕГАИС Лес, отчеты об использовании леса) на Госуслугах до 2023 года.

С 1 января 2022 года все, кто участвует в том или ином виде в обороте древесины, имеют необходимость регистрации в системе ЕГАИС:

  • электронно-сопроводительных документов (ЭСД);
  • данных, фиксирующих остановку действия ЭСД;
  • отчетов, содержащих информацию о лесах для вырубок;
  • отчетов о заготовках древесины.

Для подключения к «ЕГАИС Лес» нужно наличие электронной подписи.

Когда оформлять ЭСД в электронной форме обязанности нет, если:

  • древесина заготавливается в личных целях;
  • перевозка по лесосеке;
  • перевозка объёмом до 10 куб. м., а продукция была приобретена на розничном рынке.

Необходимо учесть опыт 2022 года

Несмотря на то, что самой системы ещё нет, но опыт работы с только что внедрённой системой учёта древесины у лесопромышленников имеется. По этой причине перенос сроков запуска ФГИС ЛК многие посчитали правильным решением.

Так, заместитель председателя комитета Архангельского областного Собрания депутатов по лесопромышленному комплексу, природопользованию и экологии Ирина Фролова в интервью на канале ГТРК «Поморье» отметила, что тендер на разработку соответствующего ПО был проведён только в феврале 2022 года, и за столь короткий срок (а мы помним. что изначально запуск ФГИС ЛК должен был состояться в 2023 году) качественное программное обеспечение отрасль бы точно не получила.

«В период санкционного давления, конечно же, необходимо поддерживать предприятия лесопромышленного комплекса. А отсрочка введения системы, на мой взгляд, позволит снизить системные риски и даст дополнительное время на адаптацию», — считает она.

Также Ирина Фролова подчеркнула, что переход к работе с новой системой должен быть плавным, а её внедрение — постепенным. И начать следует в пилотных регионах, которые смогут отработать новое ПО и дать обратную связь, включая предложения по возможной доработке. Это позволит избежать тех ошибок, с которыми представители отрасли были вынуждены столкнуться в 2022 году с внедрением ЛесЕГАИС.

По мнению руководителя направления «Лесоуправление» компании «Свеза» Александра Протченко, проблема с новой системой заключается в том, что в неё будут включены устаревшие данные о состоянии лесов. Опасения вполне обоснованы, поскольку даже в Рослесинфорге признают, что имеющаяся информация о лесах в среднем устарела лет на 15–20 лет. Впрочем, обновить её обещают за счёт утверждённого в этом году федерального плана лесоустроительных работ.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области

За несоблюдение требований по учету сделок с древесиной, действующим законодательством предусмотрено наказание в виде штрафов.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 8.28.1 КоАП РФ в случае непредставления декларации или просрочки назначенного времени, с нарушителя могут быть взысканы следующие штрафы:

  • 5000 — 20 000 рублей (должностные лица),
  • 7 000 – 25 000 рублей (для ИП),
  • 100 000 – 200 000 рублей (для организаций).

Кроме того, ряд санкций предусмотрен для случаев, когда хозяйствующие субъекты нарушают порядок учета древесины. В этой ситуации нарушителю придется заплатить штраф в размере:

  • 25 000 – 35 000 рублей (должностное лицо),
  • 200 000 – 400 000 рублей (для юридических лиц).

Минприроды введет новую форму отчета для организаций и ИП

Сроки уплаты налога на имущества станут едиными на всей территории РФ:

  • для годового платежа — не позже 1 марта следующего года;
  • для авансовых платежей — не позже последнего числа месяца, идущего за отчетным кварталом.

По налогу на имущество декларацию за 2021 г. потребуется сдать по обновленной форме. С 2022 года не нужно будет отчитываться по имуществу с кадастровой стоимостью.

Кроме того, с 2022 года будут применяться новые формы документов:

  • заявления на льготу по налогу на имущество;
  • заявления об уничтожении имущества — чтобы освободиться от налога по нему;
  • заявление о льготе по налогам на транспорт и землю;
  • сообщение о наличии у компании транспорта или земли, которые признаются объектами налогообложения.

Как узнать какие товары попадают под обязательную маркировку пива в системе Честный Знак? Попадает или нет ваш товар под новые правила, можно по кодам ОКПД 2 или ТН ВЭД. (Если вы не знаете коды, можно уточнить информацию у поставщиков).

Название товара Название по ОКПД 2 Код ОКПД 2 Код ТН ВЭД ЕАЭС

Солодовое пиво в бутылках и сосудах до 10 литров

Пиво 0,5 — 8,6 % оборотов,

пиво больше 8,6%

11.05.10.120 11.05.10.130 2203 00 010 0

Прочее солодовое пиво кроме пивных напитков в таре до 10 литров

2203 00 090 0
Солодовое пиво в таре больше 10 литров 2203 00 100 0
Безалкогольное пиво Пиво меньше 0,5% оборотов и другие напитки брожения 11.05.10.110 11.07.19.129 2202 91 000 0

Другое солодовое пиво в таре до 10 литров в части пивных напитков

Пивные напитки 11.05.10.160 2203 00 090 0

Игристые сидры, включая грушевый

Сидр, пуаре 11.03.10.211 11.03.10.212 2206 00 310 0

Неигристые сидры, включая грушевый в таре до 2 литров

2206 00 510 0

Неигристые сидры, включая грушевый в таре свыше 2 литров

2206 00 810 0

Другие игристые сброженные напитки не выше 7% оборотов.

Слабоалкогольные сброженные напитки 11.03.10.210 2206 00 390 1

Другие неигристые сброженные напитки в таре до 2 литров и до 7% оборотов.

Медовуха и другие слабоалкогольные сброженные напитки 11.03.10.213 11.03.10.219 2206 00 590 1

Другие неигристые сброженные напитки в таре больше 2 литров и до 7% оборотов.

2206 00 890 1

На данном этапе весь пивной рынок контролируется и единой государственной автоматизированной информационной системой (ЕГАИС). Если продажи крепких спиртных напитков контролируются полностью (поступление и продажа каждой бутылки по ККТ), то оборот пива и напитков на его основе контролируется не так жестко (поступление пива и акты списания вручную или с помощью программного обеспечения). Введение маркировки пива в 2022 году позволит установить полноценный контроль за оборотом всего пивного рынка.

Сколько будет стоить новая система? Плата будет взиматься только за предоставление кодов маркировки. Так согласно постановлению правительства РФ №577 от 08.05.2019 года стоимость одного кода равна 0,5 руб. без учета НДС.

Товар в какой упаковке маркируется? Маркировке подлежат банки, стеклянные бутылки, кеги и другие формы упаковки, т.е. любая форма упаковки.

Кому требуется вводить сведения в егаис об обороте пиломатериалов?

/ 2 октября 2017 Такой вопрос задаётся всеми, кто осуществляет оборот древесины, пиломатериалов, изделий из дерева различных назначений и категорий.Чтобы понять, нужно ли именно Вам работать с государственной системой, необходимо определится, оборот какой продукции из дерева Вы осуществляете. На странице приводится разъяснения Федерального агентства лесного хозяйства по классификации пиломатериалов на которые распространяются требования Федерального закона об учете оборота в ЕГАИС.

Здесь же мы рассмотрим на примерах, каким пиломатериалы попадают под действие закона и какие ситуации и разногласия могут возникнуть при их обороте. ДЕРЕВЯННЫЕ СБОРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ: Сразу же скажем, что все деревянные изделия, такие как столы, стулья, шкафы, ящики, поддоны и другие сборные конструкции не попадают под действия федерального закона об учете древесины и пиломатериалов в государственной системе. Таким образом, если Вы осуществляете куплю-продажу или просто перевозку таких сборных конструкций, и никакой другой древесины в своей деятельности не используете, то Вам и не требуется вводить сведения в ЕГАИС.

ПРОФИЛИРОВАННЫЙ ПИЛОМАТЕРИАЛ: Так же под действие Федерального закона не попадают профилированные пиломатериалы.

К сожалению, законодательством конкретно не определяется, какие изделия являются профилированным пиломатериалом, а какие под это понятие не подходит.

Кто штрафует за покупку пиломатериалов без регистрации в егаис

/ / 1.

Непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), — от семи тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.Для физического лица при покупке обозначенных пиломатериалов, необходимо предоставление продавцу своих ФИО и паспортных данных (серия, номер, кем и когда выдан, адрес регистрации) согласно постановлению Правительства РФ от 03.12.2014 № 1301 «Об утверждении правил представления информации в единую государственную автоматизированную систему учета древесины и сделок с ней».

    Обрезной пиломатериал (пиломатериал с кромками, опиленными перпендикулярно пластям и обзолом не более допустимого по соответствующей нормативно-технической документации. Обрезной пиломатериал может быть с параллельными и непараллельными, по сбегу, кромками); Необрезной пиломатериал (пиломатериал с неопиленными или частично опиленными кромками, обзолом более допустимого в обрезном пиломатериале); Строганый пиломатериал (пиломатериал, у которого обработаны строганием хотя бы одна пласть или обе кромки); Брус (пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более). Брус может быть двухкантным, трехкантным, четырехкантным; Брусок (пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины); Доска (пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины).

К указанным видам древесины соответствующих пород относится продукция лесопиления, полученная в результате продольного деления бревен и продольного и поперечного деления полученных частей, установленных размеров и качества, имеющая как минимум две плоскопараллельные пласти.КОНЯЕВА : Предприниматели сейчас должны ознакомиться с этим перечнем видов древесины и знать, по какой сделке они должны подать соответствующие сведения. Учёт сделок с древесиной, по замыслу законодателей, необходим для пресечения неправомерных действий с природными ресурсами, пиломатериалами.

Однако, как в случае с хабаровским предпринимателем, к ответственности может быть привлечено лицо, не имеющее цели преступить закон.5 деревянных брусков ценой в 500 рублей обошлись хабаровскому предпринимателю в 100 000. Он купил их в известном сетевом магазине, расплатился картой и поехал делать полки в своём офисе. Через некоторое время от местного департамента лесного хозяйства пришло уведомление: предприниматель не зарегистрировал покупку в электронной системе «Лес».

Об этом он не знал: его компания продаёт электрооборудование, и никогда не работала с древесиной. В итоге – суд и крупный штраф, рассказывает гендиректор межрегионального правового центра «Алгоритм» Марина Ральченко.

Читайте также:  Обязательно ли сдавать больничный лист работодателю в 2023 году

С начала 2021 года в России начнут действовать новые правила учета древесины

Хронология внедрения ЕГАИС в лесную промышленность С целью облегчения процесса адаптации лесного комплекса к нововведениям, отдельные положения законодательства задействовались поэтапно.

  • Июль 2014 г. – введен специальный документ сопровождающий транспортировку леса. С января 2016 г. предусмотрена ответственность за отсутствие или неверное оформление такого документа.

Утверждена маркировка ценных пород дерева.

  • С июля 2016 г. предусмотрено административное взыскание за несоблюдение требований маркировки, также введено обязательное заполнение деклараций про сделки с древесиной и регистрации их в ЕГАИС системе.
  • С января 2017 г.
  • Учет сделок с древесиной: обязательства властей Осуществлять посредством ЕГАИС учет древесины и сделок с ней в соответствии с Лесным кодексом обязаны не только частные фирмы, но также и государственные и муниципальные структуры, которые:

    • отвечают за предоставление лесных территорий в пользование тем или иным хозяйствующим субъектом;
    • имеют полномочия в части заключения соглашений купли-продажи насаждений;
    • осуществляют прием деклараций и отчетных документов об использовании теми или иными субъектами правоотношений лесов.

    Данные органы обязаны в течение трех рабочих дней внести в ЕГАИС сведения, которые формируются в соответствии с положениями ст. 50.6 Лесного кодекса. Изучим теперь конкретно положения данного источника права в части регулирования сделок с древесиной.

    И все нарушения в порядке работы с ЕГАИС, с журналом или с подачей декларации будут также оперативно отображаться в системе, например в виде неподтвержденных накладных. Отдельная ответственность предусмотрена за продажу алкоголя с фальшивыми акцизными марками или совсем без них:

    • За оборот алкогольной продукции без маркировки или с нарушенной маркировкой наступает административная ответственность по ч.4 ст.15.12 КоАП РФ.

    Штраф по этому нарушению от 200 до 300 тысяч рублей с конфискацией алкогольной продукции.

  • За использование заведомо поддельных акцизных марок грозит уже уголовная ответственность по статье 3271.1 УК РФ, предусматривающая штраф, обязательные или исправительные работы либо арест.
  • Обратите внимание, что вся ответственность за обнаруженную контрафактную или немаркированную продукцию лежит на ее владельце, т.е.

    Единая государственная автоматизированная система учета древесины и сделок с ней – мощный механизм обеспечения контроля легальности рынка древесины в стране. Данный информационный ресурс является накопителем сведений о субъектах лесного хозяйства, правах пользования участками, аренде, покупке, продажи насаждений, лесоматериала.

    ЕГАИС дает возможность контролирующим органам:

    • во-первых, проанализировав данные системы, составить реальную картину лесооборота;
    • во-вторых, отслеживать цепочки поставок лесоматериалов, проверять достоверность информации об источнике, заготовке, закупке;
    • в третьих, выявлять правонарушения, исключать из оборота незаконно приобретенный лес.

    Расшифруем ряд причинно-следственных связей. Уточненные сведения об объемах заготовки лесоматериалов создают основу базы налогообложения. Все участники процесса (лесозаготовители, лесопереработчики, экспортеры) прозрачно работают на увеличение доходов бюджета. А появившаяся возможность оперативно выявлять незаконные рубки древесины обещает обеспечить декриминализацию отрасли.

    С целью облегчения процесса адаптации лесного комплекса к нововведениям, отдельные положения законодательства задействовались поэтапно.

    • Июль 2014 г. – введен специальный документ сопровождающий транспортировку леса. С января 2016 г. предусмотрена ответственность за отсутствие или неверное оформление такого документа. Утверждена маркировка ценных пород дерева.
    • С июля 2016 г. предусмотрено административное взыскание за несоблюдение требований маркировки, также введено обязательное заполнение деклараций про сделки с древесиной и регистрации их в ЕГАИС системе.
    • С января 2017 г. – введены штрафы за несоблюдение требований по оформлению электронных деклараций.

    Согласно ст.8.28.1 КоАП РФ (отсутствие, несвоевременное заполнение декларации) предусмотрены штрафы в размере:

    • 5-20 000 руб. – для должностных лиц (далее ДЛ);
    • 7-25 000 руб. – для индивидуальных предпринимателей (далее ИП);
    • 100-200 000 руб. – для юридических лиц (далее ЮЛ).

    По закону хозяйствующие субъекты в пятидневный срок, не позже чем за день до отправки груза, обязаны задекларировать сделку в ЕГАИС. Первым днем считается дата подписания договора. Декларация без электронной подписи недействительна. Каждый месяц, пока действует договор, необходимо вносить изменения о реальном объеме перевозимого леса.

    Федеральное лесоустройство в вопросах и ответах

    С 1 января вступит в силу закон о федеральном лесоустройстве, но не все работы будут проходить по новым правилам. Рослесинфорг отвечает на вопросы о правилах применения нового документа.

    1 января 2022 года вступит в силу новый закон о лесоустройстве, призванный ввести прогрессивную систему планирования лесоучетных работ, повысить качество лесоустройства при справедливой стоимости, а главное снизить среднюю давность лесоустройства (Федеральный закон от 02.07.2021 №304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

    Закон №304-ФЗ разработан в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации.

    Активизация работ по лесоустройству позволит при поддержке федерального центра вовлечь в экономический оборот новые участки, повысить инвестиционную активность бизнеса, создать в отрасли новые рабочие места.

    На лесоустройство из федерального бюджета в 2022-2024 годах выделено по 2,5 млрд рублей. Объем финансирования и ежегодной площади лесоустройства будут увеличены через различные механизмы господдержки и выделение дополнительных средств. На данный момент финансирование с 2025 года и далее пока не определено.

    Для применения Закона №304-ФЗ необходима хорошо разработанная подзаконная нормативная база, поэтому введение некоторых положений заморожено на разные сроки. Например, лесоустройство смогут проводить только организации, имеющие в штате таксаторов, прошедших аттестацию и включенных в специальный реестр. Эта норма начнет работать только с 1 марта 2023 года.

    Как будет действовать закон о новых правилах лесоустройства – в разъяснениях Рослесинфорга.

    Коротко

    В этом году принято историческое решение – перераспределить полномочия по лесоустройству с регионального на федеральный уровень. Начата работа над одним из важнейших отраслевых документов – лесоустроительной инструкцией.

    Со следующего года лесоустроительные работы на землях лесного фонда в соответствии с федеральным планом будет проводить исключительно подведомственная Рослесхозу лесоучётная организация Рослесинфорг.

    Это значит, что с 1 января 2022 лесоустройство больше не входит в полномочия органов государственной власти субъектов, соответственно, средства субвенций на данные цели выделяться не будут.

    В первую очередь лесоустройство пойдёт в Сибирь. Всё, что осталось за рамками плана, будет актуализироваться в рамках партнерства государства и бизнеса в финансировании лесоучётных работ.

    Как будут выполняться работы в этом году?

    До конца года изменений не планируется. Работы по лесоустройству выполняются по прежним правилам в соответствии с действующими положениями Лесного кодекса РФ. Положения Закона №304-ФЗ вступят в силу с 1 января 2022 года за исключением некоторых положений.

    Порядка 85% контрактов на проведение лесоустройства в 2022 году уже заключены. Государственные и частные лесоустроители начали подготовительные работы. Что изменится при выполнении работ в следующем году?

    Работы по лесоустройству будут выполняться в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов и договоров.

    Законом предусмотрена специальная норма – к отношениям, связанным с исполнением заключенных до 1 января 2022 года государственных контрактов и договоров на выполнение работ по лесоустройству, до истечения срока их действия применяются положения Лесного кодекса в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона №304-ФЗ (статья 4, часть 5).

    Это значит, что предмет договора, сроки его исполнения и цена останутся неизменны вплоть до завершения срока его действия в 2022 или в 2023 году. Необходимо продолжать выполнять работы в соответствии с условиями договоров. Результаты лесоустройства будут легитимны.

    Читайте также:  Расстояние между жилыми частными домами

    Когда частные организации должны сдать результаты лесоустройства, выполненные по контрактам, заключенным до 1 января 2022 года? Будут ли легитимны результаты такого лесоустройства?

    В отношении государственных контрактов и договоров, заключенных до 1 января 2022 года, применяются положения Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона №304-ФЗ.

    Лесоустроительная документация должна быть передана в органы государственной власти субъектов РФ, которые проведут процедуру введения в действие материалов лесоустройства и придадут им легитимный статус.

    Срок передачи лесоустроительной документации зависит от срока сдачи работ, установленного условиями государственного контракта или договора. Как правило, сроки обязательств по договорам на лесоустройство не превышают трех лет.

    До какого срока можно заключить Договор на лесоустройство с частной организацией?

    Заключать договоры можно вплоть до 31 декабря 2021 года. За заключение договоров на лесоустройство с частными организациями после этого срока наказание не предусмотрено. Однако результаты таких работ не будут легитимными, а деньги на лесоустройство будут потрачены впустую.

    ЕГАИС: изменения в 2021 году

    С июля 2021 года до января 2023 года хранить древесину после ее вывоза с лесосеки по общему правилу разрешат только на складах, сведения о которых внесли в ЕГАИС. Переработка тоже возможна лишь на объектах, указанных в этой системе (п. 1 ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ).

    1 января 2022 года Правительство РФ установит требования к размещению и характеристикам складов, в т.ч. к установке средств фиксации транспорта, доставляющего древесину (п. 30 ст. 1, п. 1 ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ — ч. 2 ст. 50 (4-1) ЛК РФ).

    С 2023 года информация о складах и объектах лесопереработки должна быть в лесном госреестре (п. 30 ст. 1, п. 1 ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ — ч. 1 ст. 50 (4-1) ЛК РФ).

    Существует ли взаимодействие ЕГАИС с другими информационными системами? Как происходит учёт сделок?

    Информационно-технологическая совместимость ЕГАИС с прочими информационными системами государственного уровня обеспечивается за счёт специальной инфраструктуры. Однако, согласно положениям, содержащимся в Постановлении Правительства РФ №1301 от 01.12.2014, для стопроцентного взаимодействия необходимо подвергнуть системы взаимной идентификации и аутентификации.

    Как происходит учёт сделок? Ответ очевиден — вся информация, получаемая при движении древесины от мест валки леса до перекупщиков и конечных покупателей, подвергается процессу декларирования в системе ЕГАИС (причём стороны декларируют сделку независимо друг от друга), которая заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) ответственных лиц.

    Для того, чтобы возможно было применять УКЭП, необходимы следующие программы:

    • КриптоПро CSP», VipNet и другие,
    • ЕГАИС Крипто.

    Поправка в Лесной кодекс об обязательности биржевой торговли древесиной является прецедентом — это первый опыт в России, когда на законодательном уровне закрепляются продажи конкретного товара на биржевых торгах. Ранее биржевая торговля развивалась по алгоритму Совместного приказа — Федеральная антимонопольная служба и профильное ведомство устанавливали нормативы биржевых продаж. Но такой алгоритм хорошо работает в отраслях, где так или иначе есть доминанты. В лесной отрасли их нет.

    Важно сразу подчеркнуть — обязательность биржевой торговли никоим образом не коснется древесины, реализуемой населению. В законе есть специальное уточнение, что лес для нужд физических лиц будет по-прежнему продаваться напрямую. Поэтому население может не переживать — без древесины никто не останется. Также продажи на бирже не будут обязательными для частных предприятий лесной отрасли.

    Законодательство определило, что с 1 января 2022 года на бирже будет продаваться 100% древесины, заготавливаемой государственными и муниципальными подведомственными учреждениями. Эти организации — бывшие лесхозы времен СССР. Сейчас на их долю приходится порядка 12 млн куб. различного вида рубки лесов, плюс примерно 4 млн куб. м. лесной аренды. Итого около 16 млн куб. древесины с 2022 года выйдут на биржу.

    По приблизительным официальным оценкам, заготовка древесины в России составляет порядка 200 млн куб. м. Таким образом, на биржевых торгах будет реализовываться около 8% древесины страны. Этот объем вполне можно назвать ликвидным, позволяющим сформировать рыночные ценовые индикаторы на данный товар. К примеру, в Совместных приказах о биржевой торговле нефтепродуктами норматив продаж бензинов — 11% от производства, для удобрений — 10% от объема продаж на внутреннем рынке.

    Законодательные нововведения представители лесной промышленности встречают по-разному: от полной критики и неприятия до быстрого внедрения в биржевую торговлю и перенастройки бизнеса.

    Так, управляющий директор по реализации государственных программ развития и лесной политике Segezha Group (входит в АФК «Система») Николай Иванов в комментарии «Интерфаксу» высказал мнение, что нововведение о биржевой торговле рынок древесины России не почувствует.

    «Для нас новость нейтральная, мы с бюджетными учреждениями не работаем. Рынок это не почувствует. Это давняя инициатива СПбМТСБ. Причем изначально планировалось всю древесину и продукцию из нее продавать в обязательном порядке через биржу. Вот здесь мы против категорически, это не биржевые товары в принципе. Биржевой механизм по лесоматериалам в мире практически не используются, кроме случаев, когда обеспечена полная стандартизация товарных позиций (строганные доски одинаковых длин и сечения). Биржевым товаром лесоматериалы могут стать лишь в силу административных решений. И это не будет работать как рыночный механизм, а как обязанность продавца и покупателя регистрировать сделки на бирже чисто формально, но с уплатой комиссии. Мы с биржей работаем, но по другим, реально биржевым направлениям, например, горюче-смазочные материалы», — сказал он.

    Между тем, в Удмуртии, которая участвует в биржевых торгах лесом с 2018 года, уже продано более 460 тыс. куб. м. древесины на сумму более 550 млн руб. Председатель правительства региона Ярослав Семенов, комментируя «Интерфаксу» развитие республики в этом направлении, подчеркнул, что важным моментом реализации древесины через биржу является рост средневзвешенной цены. Так, по итогам 2019 года средневзвешенная цена составила 1040 руб./куб. м, что на 7,7% больше, чем в 2018 году. В 2020 году данный показатель варьируется от 846 руб./куб. м до 2065 руб./куб. м.

    «Биржевые торги — это в первую очередь организация для лесопользователей республики дополнительного доступа к лесному ресурсу, прозрачная структура торгов, которая свела вероятность коррупционных составляющих до абсолютного минимума. Внедрение биржевых механизмов позволило участвовать в приобретении лесных ресурсов неограниченному кругу лиц, что подтверждается ростом количества участников биржевых торгов, которые лишились административных и информационных барьеров, а рост конкуренции привел к росту цен на древесину и увеличению налоговых отчислений в бюджет», — сказал Семенов.

    Он отметил, что покупателями древесины на бирже являются не только малый и средний бизнес, но и ведущие предприятия республики — ТПК «Восток-ресурс», «Увадрев-Холдинг», «Орион», «Продпромснаб» и АОр МДНП «Красная звезда». Они реализуют крупные инвестиционные проекты в области освоения лесов и имеют соответствующее оборудование для глубокой переработки древесины.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий