Обязанности родителей перед детьми в православии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности родителей перед детьми в православии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Традиционная патриархальная культура считает, что в семье должно быть разделение ролей матери и отца. В том числе психологическое. Отцу больше пристало строго вразумлять и справедливо наказывать, матери утешать и беседовать по душам. Она источник милосердия и прощения. Примиряющая и утешающая.

Гармония и добрые чувства

Первые годы жизни, особенно до школы, мать влияет на ребёнка особенно сильно. Он – часть её, связь с матерью сильнее, чем с отцом.

Церковь считает мужа главой семьи, за ним решающее слово, его мнение наиболее весомо. Но как будут воспринимать отца дети, зависит от матери. Если он не любим и не уважаем ею, это капитан без корабля.

Психолог Луковникова М.В. детский медицинский психолог пишет:

«Мать имеет абсолютную власть над ребёнком, она делает с ним всё, что захочет, сознательно или бессознательно. Такая сила дана женщине природой для того, чтобы потомство смогло выжить без лишних сомнений.

Сначала сама мама является миром ребенка, а позднее она выводит ребенка в мир через себя. Ребенок познает мир через маму, видит мир её глазами, акцентирует внимание на том, что значимо для мамы.

Осознанно и неосознанно мама активно формирует восприятие ребенка.

С отцом ребенка тоже знакомит мама, она транслирует степень значимости отца. Если мама не доверяет мужу, то ребенок будет избегать отца».

Поэтому во многом от женщины зависит мир и взаимопонимание в семье.

Первое понимание запретного, стыдного или напротив, чистого и разрешённого ребёнок тоже впитывает из слов матери. И для него бывает трагедией, если слова её не соответствуют поведению. Была у нас в селе учительница лет тридцати пяти, завуч сельской школы, рыжекудрая, нагловатая особа. Муж, два сына-подростка. И вот стала она по вечерам куда-то отлучаться. Пошли грязные слухи. Младший сын, двенадцатилетний, решил проследить и убедиться, что мать невиновна. Когда стемнело, прокрался вслед за ней. Над прудом, в заброшенном домике увидел свет. Там, на старом продавленном диване, сидела его мать и целовалась с женатым соседом, черноволосым красавцем, похожим на Гришку Мелехова из «Тихого Дона».

Для сыновей измена матери стала потрясением. Но она не внимала их упрёкам и не слушала мужа, который смиренно, без побоев, стремился вернуть её в лоно семьи. Так и ушла к соседу, попутно выгнав из дома его жену с дочкой. Её поведение отразилось на младшем сыне. Он женился, но свою робкую жену презирает, пинками провожая при всех по улице и прилюдно оскорбляя. Неуважение к женщине сформировалось благодаря материнской измене.

Библия о воспитании детей

Розга — это посох, либо жезл (на иврите дословно — стержень)

(Пс 22:4) Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.

Посохом пастух направлял овечку, если она сбивалась со своего пути. Он не бил её, а направлял.

(Притч 13:24) Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.

Слова с «детства» нет в еврейском тексте. Точный перевод звучит так: «Кто любит, тот с усердием наказывает его».

Наказывает — наставления, инструкции.

И теперь можно перевести так: «Кто удерживает наставления свои, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с усердием наставляет его».

Оба данные перевода имеют право на существование, поэтому использовать отдельно какую-либо версию не нужно.

В Священном писании есть много похожих текстов.

«Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгой, он не умрет; ты накажешь его розгой и спасешь душу его от преисподней». (Притч 23:13-14)

Накажешь — бить, ударять, поражать.

(Евр 12: 6-8) Ибо Господь, кого любит, того и наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны.

Конечно же, Бог никого не наказывает палкой или розгой. Автор использует здесь позитивную метафору отношения отца к сыну для того, чтобы показать, как Бог относится к нам.

Необходимость наказания?

(Втор 21:18) Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, — то отец его и мать его пусть возьмут его и поведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «Сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда те жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся.

Читайте также:  Какие документы нужны для возврата налога за обучение в институте за себя

Данный текст говорит о том, что родители должны воспитывать своих детей и по необходимости наказывать их. И если дети не слушаются своих родителей, то это дело нужно выносить на суд общества.

В наше время все происходит приблизительно таким же образом. То есть родители ответственны за воспитание своих детей. Если дети не слушаются своих родителей и их поступки выходят за рамки общественной морали, то их привлекают к суду. Тогда уже общество, в лице судей, выносит приговор.

Здесь есть еще один важный принцип.

Родителям не стоит оставлять детей без внимания или без наказания, если они бунтуют, восстают против авторитета родителей.

Чем родители-христиане отличаются от других?

В любой семье со здоровыми семейными отношениями родители стремятся дать своим детям все самое лучше, что для них доступно. Это касается материальных благ и необходимых вещей, а также моральных устоев и жизненных принципов. Родителям важно, чтобы ребенок был хорошо и тепло одет, накормлен, получил хорошее образование, а впоследствии и достойную работу, обрел бы семейное счастье. Этого хотят обычные родители, не придерживающиеся строго веры. Родители-христиане хотят для своих детей того же самого, но не в первую очередь, а в качестве дополнения. Основная цель их воспитания заключается в том, чтобы в душе ребенка «изобразился Христос», чтобы ребенок обрел непоколебимую веру в Церковь и жил бы по ее канонам. Современная жизнь имеет много соблазнов, полна обычаев, несвойственных христианству. Поэтому родитель-христианин должен помочь ребенку бороться с этими соблазнами и научить его жить параллельно с ними, идя своим путем, путем веры.

Комментарии к ст. 63 СК РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 18 Конвенции о правах ребенка, родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка; наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. Данное положение нашло свое дальнейшее развитие в нормах комментируемой статьи.

Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что родители имеют право воспитывать своих детей. Предоставленное право есть личное, неотъемлемое право каждого родителя. Оно заключается в том, что родителю дано право лично воспитывать своих детей. При этом они свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся «с развивающимися способностями ребенка» (п. 2 ст. 14 Конвенции о правах ребенка).

Однако, согласно п. 2 ст. 54 СК РФ, правом на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие обладает и сам ребенок. В силу этого родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своих детей. Это означает, что они обязаны дать детям достойное воспитание, заботиться об их духовном, нравственном, психическом и физическом здоровье. Причем осуществление родительского права и исполнения обязанности по воспитанию своего ребенка не зависит от того, проживает родитель совместно с ребенком или отдельно от ребенка, от его временной нетрудоспособности и т.д. Вместе с тем следует иметь в виду, что осуществление правомочия родителем на воспитание своего ребенка невозможно без личного общения с ним. Поэтому, как справедливо отмечается в юридической литературе, отказ родителя от личного контакта с ребенком является нарушением обязанности по воспитанию .

———————————

См.: Антокольская М.В. Семейное право. М., 2004. С. 223.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, не определяя вид такой ответственности. Однако исходя из анализа норм действующего законодательства можно сделать вывод о том, что родители за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей могут быть привлечены к таким видам юридической ответственности, как административная, предусматривающая ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 5.35 КоАП РФ); гражданско-правовая — в виде возмещения имущественного вреда, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. ст. 1073 — 1075 ГК РФ); семейно-правовая — в виде лишения или ограничения родительских прав, а также отобрания ребенка (ст. ст. 69, 73, 77 СК РФ); уголовная, предусматривающая в зависимости от степени вины и тяжести деяния штраф в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет (ст. 156 УК РФ).

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (см. комментарий к ст. ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Преимущественное право родителей означает, что в случае разрешения судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребенка при прочих равных условиях эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства. Исходя из этого родители могут требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего ребенка у себя не на основании закона или решения суда (см. комментарий к ст. 68 СК РФ).

Читайте также:  Бывшая жена не дает видеться с ребенком что делать, куда обращаться

2. Согласно ч. 1 ст. 28 Конвенции о правах ребенка, государства-участники признают право ребенка на образование и, с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей, они, в частности: a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией (ч. 2 ст. 28 Конвенции о правах ребенка).

Воплощая принципиальные положения Конвенции, ч. 2 ст. 43 Конституции РФ провозглашает, что родители обеспечивают детям возможность получить основное общее образование. В этой связи п. 1 ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» устанавливает, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Пункт 2 комментируемой статьи, развивая данные положения, определяет, что родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. При этом следует обратить внимание, что, в отличие от права на воспитание, обеспечение получения ребенком основного общего образования является непосредственной обязанностью родителей.

Согласно п. п. 2 и 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании», основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным относятся программы: а) дошкольного образования; б) начального общего образования; в) основного общего образования; г) среднего (полного) общего образования. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся (п. 4 ст. 15 Закона РФ «Об образовании»). В соответствии с п. 2 комментируемой статьи родители обязаны обеспечить получение ребенком основного общего образования и создать условия для получения им среднего (полного) общего образования.

Родителям с учетом мнения детей предоставлен выбор образовательного учреждения, а также формы обучения для получения ребенком основного общего образования. Это означает, что только родители имеют право решать, где получать образование ребенку (в государственном или частном образовательном учреждении, т.е. в школе, лицее, гимназии, колледже и т.п.). Необходимо только, чтобы избранная ими форма образования соответствовала единому государственному образовательному стандарту. Учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не считаться с точкой зрения ребенка, если она противоречит его же интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.

Воспитание в православии

Важно понимать, что православное воспитание это не только вера в Бога и полное погружение в веру. Православное воспитание включает в себя знание и следования традициям, почитание родителей и безграничная любовь.

Современные мамы задумываются о нравственном состоянии своих детей, когда видят “падение нравов” нынешней молодежи. В надежде обойти стороной хамство, лицемерие, агрессию родители знакомят малышей с верой. Православное воспитание детей дошкольного возраста должно быть не навязчивым, малышу достаточно видеть родительский пример. Посещение воскресных школ при церкви дают немало знаний, однако поступки мамы и папы играют огромную роль в правильном восприятии православия.

Самой главной проблемой в вопросе религии, является вера. Точнее ее отсутствие, имеется ввиду не только вера в Бога, а вообще вера людям, правительству, близким. Современное поколение скептически относится к нравственности, обманутые не раз люди перестали доверять.

Еще одной проблемой являются, так называемые, “трудные подростки”. Каждому родителю хотелось бы видеть свое чадо искренне верующего в Бога, почитаемого традиции, нравственного. Однако, в подростковом возрасте, когда гормоны берут верх над разумом, некоторые дети выбирают ложный путь. Задача родителей разобраться в причине изменений в поведении, стать еще ближе и заслужить доверие. Посещение службы в церкви, а также причастие пойдет только на пользу Вашему подростку. Не оставляйте без внимания любые увлечения, старайтесь быть в курсе ближайших планов, познакомьтесь с друзьями.

Помните, что мама и папа — это крепость, за которой малыш должен чувствовать себя защищенным.

Гармония — понятие и проявления

Гармония

— это состояние баланса, равновесие.

В гармоничной семье практически нет ссор, а если и возникают спорные ситуации, то они решаются максимально эффективно и выгодно для всех ее членов.

В гармоничной семье ощущается спокойствие, целостность,

присутствуют позитивные эмоции, а если кто-то расстроен, болен, то близкие люди поддерживают, помогают выбраться из эмоционального негатива или сложной жизненной ситуации.

В семье, где присутствует баланс, утро начинается позитивно, вечером люди спешат домой, потому что там их ждут близкие, которые нуждаются во внимании и заботе.

Основа гармонии — спокойствие и , что ты нужен, что близкие всегда поддержат тебя, подарят улыбку, помогут улучшить настроение.

Читайте также:  Трудовая пенсия с какого возраста

В таких семьях неприемлемы — они нарушают создавшийся баланс, вносят негатив в существование. Гармоничные семьи избегают , как фактор, угрожающий спокойствию и целостности

.

Что же значит быть «крестной мамой»?

В тот момент, когда мне предложили быть крестной мамой, я совсем не знала того, что знаю сейчас. Но и тогда я понимала, что это очень большая ответственность. Это не только подарки, а, вернее, не совсем они. Это духовное воспитание. И поэтому первый совет, который стоит дать крестным родителям – нужно быть ближе физически к своим крестникам. Если вы живете в разных странах или городах не стоит браться за такую ответственную роль.

С ребенком стоит быть рядом. Водить в церковь, на Божественную Литургию, к Причастию. Читать крестнику религиозную литературу, заниматься его воспитанием. А если вы живете далеко, то очень трудно выполнять данную миссию.

Вы только можете просто всегда помнить о том, что есть крестник. И обещание, данное при Крещении, будет на вас всю оставшуюся жизнь. И даже тогда, когда ваш крестник вырастет.

Крестная мама приобщает крестника к церкви и занимается его духовным воспитанием. В Таинстве Крещения очень ответственный момент, когда священник окунает ребенка в купель, он потом сразу передает его крестным родителям на руки.

В соответствии с нормами действующего законодательства родители имеют следующие права:

  • защита законных интересов детей без предварительного оформления специальных полномочий;
  • обеспечение доступа несовершеннолетних детей к учреждениям муниципального, государственного и частного образования;
  • влияние на выбор детьми приемлемой формы образования и вида прохождения обучения – допускается предоставление учебного материала в домашних условиях;
  • участие в управление образовательной организации, в классах которой проходят постоянное обучение их дети;
  • ознакомление с планом образовательного процесса;
  • выражение согласия или несогласия на прохождение детьми воинской подготовке на базе факультативных занятий;
  • обеспечивать нравственное и религиозное воспитание, основываясь на собственных предпочтениях;
  • получать квалифицированную помощь от представителей государственных органов исполнительной власти;
  • заботится и содержать своих несовершеннолетних детей после лишения родительских прав.

Обязанности родителей по отношению к детям

Родители наделены кругом обязанностей в равной степени, как и правами. Бремя их исполнения длится до достижения малышом восемнадцатилетия.

В перечень обязанностей матери и отца входит:

  • обеспечение защиты интересов ребенка. Отстаивать его права у отца и матери не будет возможности только при вмешательстве органов опеки и попечительства, если эта служба посчитает действия родителей противоречивыми;
  • непричинение психического и физического ущерба здоровью малыша;
  • предоставление получения достойного дошкольного и школьного образования. Родители обязаны учитывать мнение несовершеннолетнего, вне зависимости от его возраста;
  • гарантирование нормальных условий и места для проживания, чтобы развитие несовершеннолетнего гражданина проходило обязательные возрастные этапы;
  • выдача денежных средств для обеспечения достойной жизни.

В обязанности родителей также входит осуществлять алиментные выплаты, в случае лишения родительских прав или развода. Если родительские обязанности не выполняются, то родители будут нести административную, а в худшем случае, и уголовную ответственность.

Законодательство о родительских правах

Семейное право охватывает множество нормативных актов, но центральное место среди них занимает Семейный кодекс. Личные неимущественные права и обязанности родителей и детей урегулированы разделом IV СК. Им, в частности, определен порядок установления происхождения ребенка (глава 10 СК), определены главные права несовершеннолетних (глава 11 СК), а также подробно описаны родительские правомочия (глава 12 СК). Так, в соответствии со ст. ст. , СК, забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Что касается имущественных правоотношений, то их семейное законодательство касается лишь в части алиментной обязанности, которая урегулирована разделом V СК. Другие права такого характера (собственности, наследства) подробно отражены в Гражданском кодексе, жилищные права – в Жилищном кодексе и так далее.

Права родителей по СК РФ

С первых дней жизни малыша, о нем заботятся родители. В соответствии с семейным законом, определенными правами в отношении детей, обладают, как биологические родители, так и усыновители.

В качестве родительских прав, закон обуславливает следующее:

  • воспитывать малыша;
  • получать пособия на детей от государства, если семья является многодетной;
  • пользоваться финансовой поддержкой от государства, если семейство законодательно признано малоимущим;
  • получать материальную помощь, если родители содержат и воспитывают ребенка-инвалида;
  • определять в дошкольное и среднее образовательное учреждение, в которых будет обучаться их ребенок;
  • везде представлять интересы ребенка, пока ему не исполнится 18 лет, в связи с чем он будет признан дееспособным;
  • отец (мать) ребенка, который не проживает на одной жилплощади со своим чадом, вправе знать сведения о жизни несовершеннолетнего.

Законодательством предусмотрено право отца на проведение биологической экспертизы, после проведения которой будет установлен факт отцовства. В Семейном Кодексе есть положения о том, что родители вправе давать имя, фамилию и отчество малышу, также по истечении времени они вправе менять его личные данные.

Вышеуказанные права родителей определены на законодательном уровне. Ими обладают все биологические мамы (папы), а также те кто усыновил или удочерил дитя. Нет данных привлегий у тех граждан, которых лишили родительских прав.


Похожие записи:

Добавить комментарий