Аудиторская фирма может быть создана в форме фонда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аудиторская фирма может быть создана в форме фонда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2019 год

Сведения о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения вносятся самим заказчиком аудита. Также в реестр вносится следующая информация:

  • сведения об аудиторе;
  • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период, за который была составлена проверенная документация;
  • мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
  • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

Судебная практика по делам об обязательном аудите

В настоящее время арбитражные суды сходятся во мнении, что налоговики не вправе штрафовать организации, подлежащие обязательному аудиту, за непредставление в составе налоговой отчетности аудиторских заключений.

При этом штрафы за непредставление аудиторских заключений возможны только по статье 15.11 КоАП РФ, предусматривающей меры ответственности за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету. Штрафовать же за отсутствие/непредставление аудиторского заключения по статье 126 НК РФ за непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля налоговики не могут (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 № А55-24924/2015).

Данное обстоятельство подтвердил и Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 19.07.2016 № А55-24924/2015. В спорном случае организацию также оштрафовали по статье 126 НК РФ по факту непредставления запрошенного аудиторского заключения за минувший год.

Суд признал данный штраф необоснованным, а действия налоговиков — незаконными.

Судьи разъяснили, что аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухотчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение не является документом, служащим основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.

Следовательно, заключил суд, у налогового органа не было оснований налагать штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление аудиторского заключения.

Основные понятия аудиторской деятельности

В современном понимании аудит начал формироваться в середине позапрошлого века в Англии, где с 1844 г. были приняты законы, предусматривающие проверку независимыми бухгалтерами отчетов перед акционерами. Позднее были приняты законы об обязательном аудите и в других странах: во Франции в 1867 г., а в США в 1937 г.

В нашей стране аудиторская деятельность регламентируется Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности” (далее — Закон “Об аудиторской деятельности”), постановлениями Правительства Российской Федерации, документами министерств и ведомств, стандартами аудиторской деятельности.

Виды (формы) некоммерческих организаций

Рассмотрим ошибки в работе НКО, которые часто обнаруживаются в ходе проверки:

  • Неправильное оформление членства в фирме.
  • Незаконный наем сотрудников в НКО. Некоторые организации не могут нанимать на работу сторонних лиц.
  • Представительские траты, которые никак не подтверждены документами.
  • Поступление средств в НКО без оформления.

Для проверки рекомендуется нанимать аудитора, который ознакомлен со спецификой работы НКО.

Результаты аудита нужны, прежде всего, самому руководителю. Обнаруженные недочеты можно будет быстро исправить в соответствии с рекомендациями специалиста. Аудиторская фирма может разорвать контракт с НКО. Возможно это в том случае, если организация не исполняет своих обязанностей:

  • Руководитель не предоставляет документы, которые подлежат проверке.
  • Создаются препятствия, из-за которых аудитор не может нормально осуществлять свою работу.

В случае расторжения соглашения НКО должна компенсировать расходы аудитора.

ВАЖНО!
Если организация подлежит обязательной проверке, аудит будет проводиться раз в год.

Рассмотрим задачи, которые ставятся перед аудитором:

  • Установление направлений расходования.
  • Совпадение информации из первичных документов с записями учета.
  • Правильность оформления документов, которые сопровождают поступления и расходы.
  • Правильность налогообложения.
  • Соответствие действий НКО Уставу.
  • Соответствие полномочий руководителей организации уставным задачам.

Перед аудитором также могут ставиться узкие задачи, связанные с нюансами работы конкретной НКО.

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы и в обязанность проведения аудита некоторых фондов НКО. Какие фонды освобождены от аудита в условиях пандемии коронавируса?

От обязательного аудита за 2019 год освобождены фонды, являющиеся социально ориентированными НКО (Федеральный закон от 01.04.2020 г. № 98-ФЗ, Информационное сообщение Минфина РФ от 09.06.2020 г. №ИС-аудит-33).

Какие фонды являются социально ориентированными? Прежде всего, это фонды, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также осуществляющие определенные виды деятельности. Таких видов деятельности — 18 (ст.31.1 Закона № 7-ФЗ). Среди них:

  • социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
  • деятельность в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан;
  • благотворительная деятельность, а также волонтерство.

Такие фонды могут не проводить аудит своей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. Исключение составляют случаи, когда аудиторская организация или индивидуальный аудитор до 1 мая 2020 г. уже начали исполнение договора на проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда.

Примеры аудиторских заключений о финансовой отчетности

Пример 1. Аудиторское заключение о финансовой отчетности организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления.

Пример 2. Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Консолидированная финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления.

Пример 3. Аудиторское заключение о финансовой отчетности организации, не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления (содержится ссылка на материал, размещенный на сайте соответствующего уполномоченного органа).

Пример 4. Аудиторское заключение о финансовой отчетности организации, не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией соответствия общего назначения.

В законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации отмечается, что аттестация на право осуществления аудиторской деятельности — это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:

  • высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию;
  • наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
Читайте также:  Дети войны льготы Украина в 2023 году

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Квалификационные экзамены на право заниматься аудиторской деятельностью проводятся в учебно-методических центрах (центрах по аттестации аудиторов).

Закон об аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов в области:

  • общего аудита;
  • аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
  • аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
  • аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

К аттестации допускаются лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо имеющие документ о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, а также стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних пяти на территории Российской Федерации (либо в российских или совместных с российскими организациях и учреждениях на территории иностранных государств).

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов Российской Федерации через учебно-методические центры следующие документы:

  • заявление;
  • заверенную в установленном порядке копию диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;
  • заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);
  • свидетельство Министерства образования Российской Федерации о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);
  • копию платежного документа о внесении платы за проведение аттестации;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.

Для обеспечения проведения аттестации Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации создаются комиссия по разработке и обновлению программ квалификационных экзаменов и программ повышения квалификации аудиторов, а также комиссия по формированию и обновлению экзаменационной базы билетов и тестов, и утверждается состав указанных комиссий.

Квалификационные экзамены по направлениям аудита, соответствующим отдельным типам квалификационных аттестатов аудитора, проводятся один раз в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах, своевременно подавших необходимые документы.

Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведением письменно-устной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней). В период квалификационного экзамена письменно-устная работа проводится исключительно по местонахождению учебно-методического центра. Квалификационные экзамены сдаются на русском языке без помощи переводчика.

Информация о дате и месте проведения квалификационного экзамена доводится до сведения претендентов учебно-методическими центрами не менее чем за 5 дней до намеченной даты его проведения. Конкретные даты проведения квалификационных экзаменов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации утверждает программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора. Претенденты сдают квалификационные экзамены в соответствии с программами.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата (продления на неограниченный срок либо обмена), проходить обучение по программам повышения квалификации аудиторов, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации.

Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационный аттестат одного типа, осуществляется в объеме не менее 40 академических часов в год. Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты двух типов и более, осуществляется в объеме не менее 10 академических часов в год по каждому направлению аудита, которому соответствует тип квалификационного аттестата, но не менее 40 академических часов в общем объеме.

Министерство финансов Российской Федерации один раз в 3 года подтверждает повышение квалификации аудитора. На оборотной стороне бланка квалификационного аттестата производится соответствующая отметка о прохождении повышения квалификации. При отсутствии данного подтверждения при сроке действия квалификационного аттестата аудитора более 4 лет квалификационный аттестат аудитора аннулируется.

Квалификационный аттестат также аннулируется в случаях, если:

  • установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;
  • вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
  • установлен факт несоблюдения требований по неразглашению аудиторской тайны, а также требований независимости;
  • установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
  • установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;
  • установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществлял аудиторскую деятельность;
  • аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное федеральным законом.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом. Уполномоченный федеральный орган выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение уполномоченного федерального органа об аннулировании квалификационного аттестата в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по причине его получения по подложным документам, разглашения аудиторской тайны, несоблюдения требований независимости, несоблюдения требований закона об аудиторской деятельности и аудиторских правил (стандартов), подписания аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по приговору суда, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.

Лица, успешно сдавшие квалификационные экзамены, получают аттестат аудитора единого образца. Если аудитор в течение двух лет с момента получения аттестата не приступил к аудиторской деятельности, аттестат утрачивает силу.

В законе об аудиторской деятельности отмечается, что аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании аудиторской деятельности», которое вступило в силу 16.02.2008 (ред. от 31.03.2009).

В Положении определены требования и условия, которые обязаны соблюдать аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, описаны процедуры контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов Российской Федерации (далее — лицензирующий орган). Лицензия на осуществление аудиторской деятельности (далее — лицензия) выдается на срок 5 лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное количество раз.

Читайте также:  Должен ли пенсионер платить налог за квартиру в Москве

Лицензионными требованиями и условиями при осуществле­нии аудиторской деятельности являются:

  • наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;
  • наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;
  • наличие в штате аудиторской организации не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;
  • осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, и органов, регулирующих деятельность аудируемых организаций;
  • соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с представлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • представление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;
  • участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;
  • наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее 2 лет.

Лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводит проверки их деятельности.

Основанием для проведения проверки являются:

  • распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;
  • план проверок, утвержденный лицензирующим органом;
  • нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;
  • обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

При проведении проверок лицензиат обязан предоставлять документы, необходимые для проведения проверки, в том числе аудиторские заключения и рабочую документацию, составление которой предусмотрено федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также другие необходимые при проверке сведения, объяснения и документы.

Проверка проводится в соответствии с программой проверки, утвержденной уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа.

Срок проведения, состав группы проверяющих и ее руководитель определяются уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа. Срок проведения проверки, как правило, не должен превышать 45 календарных дней.

Лицензирующий орган не вправе проводить в течение одного календарного года более одной проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора по одним и тем же вопросам (основаниям), за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов.

По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из которых передается лицензиату.

В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения.

Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов, используемых им для Осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок.

Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

  • наименование лицензирующего органа;
  • лицензируемая деятельность;
  • сведения о лицензиате с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
  • наименование, организационно-правовая форма, номер документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, место нахождения, номера и типы квалификационных аттестатов штатных аудиторов — для аудиторской организации (в ред. постановления Правительства РФ от 03.10.2002 г. № 731);
  • фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера и типы квалификационных аттестатов — для индивидуального аудитора;
  • срок действия лицензии;
  • номер лицензии;
  • дата принятия решения о выдаче лицензии;
  • сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
  • основания и даты переоформления и продления срока действия лицензии, основание и дата аннулирования лицензии.

Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации обязаны в 15-дневный срок сообщать в лицензирующий орган об изменениях данных, внесенных в реестр лицензий.

Лицензирующий орган руководствуется при проведении лицензирования и предоставлении информации из реестра лицензий Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением «О лицензировании аудиторской деятельности».

Датой получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата принятия решения о выдаче соответствующей лицензии.

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации оказание отдельных видов сопутствующих аудиту услуг требует получения соответствующей лицензии, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без получения соответствующей лицензии.

Аудиторская деятельность лицензируется также в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации в этой области.

Аудиторы, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также аудиторские организации, в том числе созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами, вправе заниматься аудиторской деятельностью в Российской Федерации только при наличии лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Лицензирование аудиторской деятельности предусматривает предоставление соискателям единой лицензии на осуществление аудиторской деятельности на 5 лет (без разделения на различные виды аудита), включающей и право проведения аудита кредитных организаций (при наличии у аудиторской организации соответствующих аттестованных специалистов).

Лицензирующий орган с целью контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводит проверки их деятельности, основанием для чего являются:

  1. план проверок, утвержденный лицензирующим органом;
  2. распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;
  3. нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации;
  4. обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

Аудит НКО. Правила и стоимость аудиторской проверки в некоммерческих организациях.

  1. Аудит НКО проводится для достижения следующих целей
  2. Аудиторская проверка обязательно проводится в следующих НКО
  3. Подготовка к аудиторской проверке НКО
  4. Как проводится аудиторская проверка НКО?
  5. Аудиторская проверка НКО состоит из следующих этапов
  6. На основном этапе аудита НКО происходит проверка
  7. Заключения об аудиторской проверке бывают
  8. Когда может быть расторгнут договор на выполнение аудита?

Аудит некоммерческих организаций может быть обязательным или проводиться с инициативы руководителя или учредителей НКО. Поскольку ряд некоммерческих объединений параллельно с основной деятельностью ведут еще и коммерческую, то при ведении бухгалтерского учета в НКО могут возникнуть некоторые сложности. Таким организациям аудит просто необходим, так как его проведение разрешает проверить корректность ведения бухучета и избежать дальнейших проблем и, в частности, с контролирующими органами. Аудит фондов, СРО и еще ряда НКО является обязательным. В ходе аудиторской проверки некоммерческих организаций определяется, насколько проведение фактических бухгалтерских операций соответствует порядку ведения бухучета, предусмотренному требованиями законодательства и устава. Аудит НКО проводится для достижения следующих целей

  • чтобы проверить, насколько фактическая деятельность организации, принципы ее финансирования, формирования и распределения материальных и денежных средств соответствуют задачам и целям, указанным в уставных документах и определенным управляющими органами НКО;
  • для проверки учетной политики, применяемой в бухучете и анализа ее правильности;
  • чтобы проверить и подтвердить целевые расходы полученных грантов;
  • для проверки целевых использований получаемых денежных средств. В процессе аудита устанавливается, насколько расход финансов отвечает ранее утвержденным программам и сметам. Также проверяется соответствие суммы расходов запланированным показателям и установленным ограничениям;
  • чтобы проверить и подтвердить целевое использование поступивших средств, указанных в отчетности;
  • чтобы проанализировать правильность раздельного ведения учета, если организация наряду с некоммерческой занимается еще и коммерческой деятельностью. Основная задача аудита – подтвердить корректность полученного финансового результата;
  • чтобы проверить, насколько учетные записи отвечают информации, указанной в первичных документах;
  • для анализа правильности оформления в документах операций, связанных с получением и расходом денежных активов или имущества НКО;
  • чтобы определить, насколько налоги от доходов, получаемых от некоммерческой деятельности, отвечают налогообложению, установленному законодательством;
  • для проверки правильности договоров, заключенных с другими организациями, коммерческими структурами и наемными сотрудниками, другой документации.
Читайте также:  Что нужно для получения звания ветеран труда в Алтайском крае

Лица, имеющие право на проведение аудита

Право на поведение аудиторской проверки имеют организации и ИП, имеющие членство в саморегулируемой организации аудиторов. Членство в СРО заменило лицензирование аудиторских компаний и частных аудиторов. Обязательным условием включение в состав членов СРО является наличие профессионально обученных специалистов, имеющих аттестат аудиторов. Проверка производится группой лиц (юристов, бухгалтеров), руководство которыми и составление заключения осуществляет аттестованный аудитор.

Деятельность аудиторов регулируется ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Одним из условий привлечения компании или ИП к аудиту является независимость по отношению к проверяемому предприятию. Проверяемые лица не должны быть учредителями, родственниками должностных лиц аудируемых лиц, производить ранее постановку, восстановление, ведение учета и отчетности в течение 3 предшествующих лет.

Подготовка к проведению аудита

До начала проведения аудита осуществляется подготовка к проверке, содержащий целый ряд процедур. Правильная организация проверки позволяет осуществить аудит эффективно и с малыми временными затратами.

Процедура Описание
Определение целей и задач аудита При инициативном аудите проводится полный и частичный аудит
Знакомство с деятельностью предприятия В процессе ознакомления изучаются структура предприятия, виды деятельности
Ознакомление с материалами проверок Изучаются заключения предыдущих мероприятий внутреннего контроля, налоговых органов, предыдущих проверок аудиторов
Определение рисков Производится оценка аудиторского риска
Разработка стратегии и тактики проверки Утверждается программа проверки, план действий с установлением круга проверяемых и сроков исполнения

Обязательность аудита по критериям финансово-экономической деятельности НКО

В первую очередь, обязательному аудиту подлежат все виды НКО при их соответствии установленным показателям финансово-экономической деятельности. Так, обязательному аудиту подлежат НКО:

  • с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо

  • с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

Статус НКО определен Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ). НКО могут создаваться в форме (п.3 ст.2 Закона №7-ФЗ):

  • общественных или религиозных организаций (объединений);

  • общин коренных малочисленных народов РФ;

  • казачьих обществ;

  • некоммерческих партнерств;

  • учреждений;

  • автономных некоммерческих организаций;

  • социальных, благотворительных и иных фондов;

  • ассоциаций и союзов;

  • в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Аудиторский финансовый контроль

Разновидностью финансового контроля является аудит. Это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг называется аудиторской деятельностью.

Использование аудиторского финансового контроля в условиях развития рыночных отношений имеет важное значение. Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью в целом, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности. Все это в конечном счете отвечает интересам государства и придает аудиторскому контролю публичный характер.

Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон — государства и хозяйствующих субъектов, причем, что также важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность. В формировании в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

В результате аудиторской проверки составляется аудиторское заключение: официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами). Он содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

Аудит финансовой отчетности должен проводиться независимым, квалифицированным, зарегистрированным аудитором нидерландской бухгалтерской фирмы. Аудитор должен быть назначен общим собранием акционеров компании, либо управляющим, либо наблюдательным советом. Аудиторская фирма должна быть зарегистрирована в публичном Реестре аудиторских фирм и иметь соответствующую лицензию в соответствии с Законом о надзоре за аудиторскими фирмами (Wet toezicht accountantsorganisaties, лицензия Wta). Лицензию можно запросить в Управлении по финансовым рынкам Нидерландов (Autoriteit Financiële Markten, AFM). Существуют различные лицензии Wta в зависимости от типа бизнеса.

Микро- и малые компании освобождены от аудита, если они применяют Dutch GAAP в финансовой отчетности. Финансовые отчеты средних и крупных компаний должны проходить аудит, если не применяется групповое освобождение от аудита. Если компании применяют стандарты IFRS, то вне зависимости от показателей финансовой отчетности на отчетную дату, компании считаются крупными для целей аудита и обязаны проводить аудит.

Компании классифицируются по размеру с использованием трех критериев:

  1. общая сумма активов, отраженная в балансе;
  2. чистый оборот;
  3. средняя численность сотрудников.

Для материнской компании стоимость общих активов и чистый оборот для этой цели являются ее собственными (отдельными) цифрами плюс данные ее группы.

Микро компании:

  • общая сумма баланса — не превышает 350 000 EUR;
  • оборот — не более 700 000 EUR;
  • сотрудников — не более 10 человек.

Малые компании:

  • общая сумма баланса — не превышает 6 000 000 EUR;
  • оборот — не более 12 000 000 EUR;
  • сотрудники — не более 50 человек.

Средние компании:

  • общая сумма баланса — не превышает 20 000 000 EUR;
  • оборот — не более 40 000 000 EUR;
  • сотрудники — не более 250 человек.

Крупные компании:

  • общая сумма баланса — превышает 20 000 000 EUR;
  • оборот — более 40 000 000 EUR;
  • сотрудники — более 250 человек.

Консолидированная финансовая отчетность

Материнские компании должны включать финансовые данные контролируемых дочерних компаний и других компаний группы в свою консолидированную финансовую отчетность. В соответствии с законодательством Нидерландов контролируемая дочерняя компания — это юридическое лицо, в котором компании могут прямо или косвенно осуществлять более 50% прав голоса на собрании акционеров или уполномочены назначать или увольнять более половины управляющих и наблюдательных директоров. Партнерство, в котором компания является полноправным партнером, также подпадает под определение дочерней компании. Группа компаний — это юридическое лицо или товарищество, входящее в состав группы компаний. Решающим фактором при консолидации является управленческий контроль над предприятиями, независимо от доли принадлежащих им акций.

Балансовая дата консолидированной финансовой отчетности должна совпадать с балансовой датой компании. Консолидированная финансовая отчётность не может быть подготовлена на основе данных более чем за 3 месяца до или после отчетной даты. Таким образом, компании, подлежащие консолидации, у которых дата окончания финансового года отличается от материнской компании, могут быть включены в консолидированную финансовую отчетность материнской компании, при условии, что данные этих компаний датируются менее чем за 3 месяца до или после отчетной даты материнской компании.

Следующие компании не подлежат консолидации:

  • компании группы, общая значимость которых не имеет значения для группы в целом;
  • компании группы, финансовые данные которых сложно получить;
  • компании группы, которые предназначены только для выбытия;
  • консолидация не требуется для микро- и малых групп (в соответствии с критериями для микро- и малых компаний);
  • ромежуточная холдинговая компания не обязана готовить консолидированную финансовую отчетность, если финансовые данные были полностью включены в финансовуюотчетность более крупной группы.


Похожие записи:

Добавить комментарий